Практическая психология
 
Сайт Анвара Бакирова

Статьи, тренинги, консультации
Сайт Анвара Бакирова - автора книг по практической психологии. Статьи по НЛП, гипнозу, личному развитию

1 ступень курса "Чудо недеяния "

состоится 13-14 апреля 2024 года

Главная

Услуги

Статьи

Соцсети

duals.ru

Тренинги

Гипноз

ВКонтакте

 

Консультация

Развитие

Telegram

 

Еженедельные встречи

НЛП

YouTube

Анвар Бакиров

Прямое и косвенное воздействие в разговорном гипнозе

Баланс должен быть. Любая крайность – это диагноз. Поэтому любая эффективная система – сбалансирована. А разговорный гипноз – система эффективная.

О балансе скрытого и явного влияния я уже написал – сейчас я хочу познакомить вас с балансом влияния прямого и косвенного.

Зачем нужно уметь воздействовать прямо? Это сильно экономит время и ресурсы.

Зачем нужно уметь воздействовать косвенно? Это сильно экономит время и ресурсы.

Запутал? Сейчас разберёмся.

Прямое воздействие

Прямое воздействие – это доминирование. На поле силы и/или на поле знания.

Негипнотический вариант – честная просьба. Но здесь вы работаете не на результат, а на отношения. Подробнее о разговорном гипнозе и близких отношениях – тут.

Если же результат вам важен, то прямое воздействие – это именно доминирование. Вы сильнее или вы умнее.

Силовое доминирование

Позиция силы опирается на манипуляции с ресурсом. Его можно отнять или его можно не дать. Первый вариант – сила "злая". Второй – "добрая".

Плохие хулиганы заставляют, угрожая мороженное отнять. Хорошие взрослые подкупают, предлагая мороженное купить.

Если рассматривать вопрос цинично, то особой разницы тут нет: угроза там и там.

Но с позиции эмоциональной, добрая сила куда приятнее. Потому что она обещающая. Вкусное, приятное, хорошее. Стальной кулак, но в бархатной перчатке.

Ваша задача – ассоциироваться с силой. Чтобы собеседник знал, что вы можете не дать, а при необходимости – ещё и отнять.

Имидж силы

Как производить такое впечатление?

Во-первых, невербалика. То, что вы "говорите" без слов. Поза, взгляд, жесты, интонации, одежда, аксессуары – всё должно показывать, что ресурс у вас есть. С одной стороны, это вопрос личной силы и уверенности. С другой – демонстрации благосостояния.

Во-вторых, поведение. Научитесь отказывать. Научитесь стоять на своём. Научитесь причинять боль. Делайте это при необходимости. Когда люди знают, что вы можете быть упрямым и бесчувственным, они больше ценят вашу гибкость и чувствительность.

Это банальная дрессировка. Человек послушался – ему хорошо. Ослушался – плохо.

В-третьих, истории. Рассказывайте о себе и поддерживайте слухи. Как вы кому-то что-то дали. Как вы у кого-то за что-то отняли. Как вы кому-то пошли навстречу, а другому отказали, и ему пришлось смириться. Мало быть – надо ещё и казаться.

Прямые команды

Есть отдельная статья про установку на откликаемость – познакомьтесь с ней при случае.

Здесь же я хочу подчеркнуть один важный аспект – упрощение команд. Оно требуется тогда, когда собеседник вольно или невольно тупит. Оно же, впрочем, временному оглуплению способствует. А зачем нам сейчас, чтобы человек думал? Нам надо, чтобы он делал!

Что это за ситуации такие? Цейтнот. Сильные эмоции. Толпа. Цейтнот – когда думать просто некогда, надо действовать. Сильные эмоции – конфликт, истерика, паника... Соображалка подавлена. Эффект толпы – интеллект снижается до глупейшего из слушателей. Подробности о гипнозе группы – тут.

Мы не требуем от человека брать криволинейные интегралы в неевклидовой метрике – мы предлагаем сделать нечто совсем простое: подойти, посмотреть, нажать на кнопку, взять ручку, застегнуть пуговицу. Чем проще команда для понимания и исполнения, тем труднее её не выполнить.

Так серией простых команд мы ведём человека к светлому будущему. Когда же он привыкнет подчиняться, можно будет и интегралы порешать.

Сила знания

Вы умнее или просто информированнее. Вы быстрее соображаете или просто посвятили теме больше времени. В любом случае, доминирование на информационном поле предполагает занятие вами позиции эксперта.

Здесь, кстати, работает та же закономерность, что и в силовом доминировании: сначала вы несколько раз убедительно побеждаете, "подавляя интеллектом", затем люди начинают верить вам на слово.

Отличие от силового принуждения: если там мы заставляли что-то сделать, то здесь мы вынуждаем человека поверить, принять нашу точку зрения.

Кстати, эмоциональную составляющую психологического давления мы со счетов не сбрасываем. Додавить голосом – милое дело. Другое дело, что наша уверенность основывается на знании.

От команды к суждению

Суть команды – требование сделать сейчас. Суть суждения – моральная база поступать так регулярно. В этом суждение "круче" команды. Но на практике всё работает в связке, усиливая одно другое.

Первый вид суждения – возможность. Мы убеждаем человека, что ему так можно.

Второй вид – необходимость. Мы показываем, что никак иначе ему нельзя. Он должен.

Третий – всеобщность. Все так делают. Или подавляющее большинство. Давим коллективом.

Четвёртый – оценка. Здесь мы навязываем правильное отношение. Так поступать хорошо, а так – плохо.

Фактически, это прямое перепрограммирование ума. Если у вас для этого достаточно авторитета и прочей осведомлённости, можете пользоваться. Это эффективно. Проверено годами.

Зачем нам прямота?

Она сильно экономит время и другие ресурсы. В том случае, если основания для доминирования есть. Или если вы совсем не уверены в своей позиции, и стремитесь не продавить её, а уточнить.

Она требуется для исполнения многих выигрышных ролей: начальника, эксперта, учителя... Да и подчинённому не позволят долго юлить – хоть что-то он должен транслировать прямо. Роль, напомню, основа раппорта.

Другое дело, что всё это не повод отказываться от влияния косвенного.

Косвенное воздействие

Сердце косвенного подхода к влиянию – работа сильным по слабому. В принципе, это основа вообще любого разумного воздействия, просто там, где доминирование уже есть, ничего дополнительного придумывать не надо.

Если же в данном конкретном месте мы не сильнее, тупой ломовой прямой подход – бесполезная трата времени и ресурсов. Словом, Сунь Цзы нам в помощь! Если у нас меньше солдат в принципе, это ещё не значит, что нет участка, где наших будет больше. Там и поиграем! В салочки.

Управление состоянием

Сколько людей не учи, а они всё равно считают основным полем противостояния логику. Люди ждут аргументов. Люди укрепляют аргументы свои. И это замечательно! Потому что поле эмоциональных и физических состояний оказывается незащищённым.

Мало кто знает, что в состоянии транса человек открыт к изменениям в гораздо большей степени, чем в привычной повседневной убеждённости. Поэтому специалист по разговорному гипнозу наводит транс в самую первую очередь.

Ещё раз: собеседник готов с вами спорить, но мало кто умеет противостоять незаметному наведению транса. Мы вроде бы просто беседуем, но на самом деле уже идёт работа. По внушению транса.

Ещё веселее – провокация бессознательности, подавление сознательного контроля. Мало кто понимает, что простое опоздание на встречу или выбор для беседы прохладного помещения могут быть тщательно продуманными ходами. Если приём не распознан как приём, ему не сопротивляются.

Внушение эмоций – вообще отдельная песня. В качестве небольшой иллюстрации могу предложить посмотреть небольшое видео, обучающее косвенному влиянию на предпочтения собеседника. И как, скажите, этому можно сопротивляться?

Пробрасывание внушений

В отличие от команд и суждений, подаваемых прямо, внушения почти невозможно оспорить. По той простой причине, что они проходят мимо сознания. Человек не может сопротивляться тому, чего он просто не заметил!

А искусство разговорного гипноза как раз и заключается в том, чтобы подбрасывать людям идеи, минуя их сознательный контроль. Потому что когда человек не знает, откуда он взял ту или иную идею, он её присваивает. Начинает думать, что он всегда в это верил.

Как правило, внушения прячутся за потоком слов. Вы говорите до внушения, вы говорите после внушения. И во время внушения вы тоже что-то там говорите. Для маскировки.

Но есть один метод, с которым вы просто обязаны познакомиться – контекстуальные внушения. Зная его, легко понять один из центральных принципов косвенного воздействия: внушаем мы не на ту тему, на которую ведём беседу!

Что даёт нам косвенный подход?

Возможность влиять на тех, кто нас влиятельнее. Сильнее или умнее.

Возможность влиять незаметно. Сегодня мы пожинаем плоды внушённого раньше.

Возможность сталкиваться с сопротивлением только там, где это надо нам самим.

Словом, надо уметь работать и прямо, и косвенно. Это экономит время и ресурсы.

Понравилось? Полезно? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Наверх

(с) Анвар Бакиров, Москва и Московская область.

При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна.