Практическая психология
 
Сайт Анвара Бакирова

Статьи, тренинги, консультации
Сайт Анвара Бакирова - автора книг по практической психологии. Статьи по НЛП, гипнозу, личному развитию

Читайте новую книгу Анвара Бакирова "Успех. Естественный отбор"

Библиотека

Помощь

Соцсети

Начало

Гипноз

Тренинги

Facebook

duals.ru

Развитие

Консультации

ВКонтакте

 

НЛП

Мастерская

YouTube

 

Анвар Бакиров

Это важно знать...

Начало начал

Шаги к цели

Ура или увы?

Успех!

Т.О.Т.Е.

Шаги к цели

Планирование, простройка мотивации это, конечно, здорово! Но если мы останемся на месте, так ни разу и не шагнув в сторону цели, то мы, мягко говоря, не скоро получим желаемое. И если уж носитель исходной модели считается нами успешным, то будьте уверены: ему есть что сказать по поводу необходимых шагов.

Какие вопросы задавать, чтобы выяснить ключевые элементы стратегии приближения к цели? Их две группы:

  • Что Вы делаете для достижения цели? На какие этапы можно разбить Ваши действия? Есть ли ключевые шаги? В какой последовательности их делать? При каких условиях можно переходить от шага к шагу?
  • Как Вы определяете, что нужно делать? Что Вы делаете, если Ваши действия не дают желаемого эффекта?

Например, при составлении резюме нужно указать название вакансии, затем дать общую информацию о себе (по желанию: Ф.И.О., возраст, район проживания, семейное положение, обязательно: как с Вами связаться), после этого напишите, где Вы получали образование (в обратном хронологическом порядке, сначала место, затем дата), затем - опыт работы (в хронологическом порядке, даты начала, окончания работы, должность, организация), последними следуют дополнительная информация, повышающая Вашу ценность как работника и ожидаемый уровень оплаты. Все эти пункты желательно отделять друг от друга подзаголовками, места учебы и работы нумеруются.

Составляя описание модели для других, принято в явном виде прописывать начальный уровень обучаемых. Скажем при описании последовательности составления резюме, можно было бы в качестве отдельных шагов прописать что-нибудь вроде: взять лист бумаги формата А4, шариковую (можно гелевую) ручку синего или черного цвета... Или: включить компьютер, загрузить Microsoft Word... Составляя описание, я предположил, что все эти действия для Вас самоочевидны, благо, что Вы в состоянии прочитать "сии вирши".

Также важно уметь разумно выбрать степень детализации навыка. Можете поискать в сети многочисленные инструкции по пользованию туалетной бумагой, унитазом... Мы в свое время развлекались составлением пошагового описания того, как красить губы, гладить рубашки, танцевать вальс...

Но обо всем этом - понятности, доступности описания - стоит задумываться, только если Вы составляете описание модели для других. А в моделировании "для себя" - самообучении - главный критерий - ПРАКТИКА. Смог повторить - не "парься" над детализацией. Собственно, вопросы задаются именно тогда, когда не удалось повторить слету. По крайней мере - вопросы первой группы.

Кстати, как Вы думаете, что можно сделать, если Ваша модель понятия не имеет ни о каких ключевых элементах, шагах и этапах? Что если для него есть только ДЕЙСТВО, в котором он ну никак не может выделить действия? Скажу честно: это вопрос творчества. Можно "нашинковать" по собственному произволу (критерий "дробления" - дальше, в главе про критерии) под девизом "Все равно потом сливать". Можно поискать повторяющие действия - циклы, шаблоны - и ориентироваться по ним.

Вот, например, в жонглировании - процессе, который по определению непрерывен, - можно выделить три ключевых действия. Первое - бросить мячик так, чтобы он попал во вторую руку при минимальных усилиях. Второе - бросить второй мячик, в тот момент, когда первый пролетает верхнюю точку траектории. Третье - поймать мячик рукой, только что сделавшей бросок. Все.

Впрочем, искать повторяющиеся элементы и циклы в любом случае полезно, особенно если учесть, что, отвечая на Ваши вопросы, практически любой человек будет забывать шаги, путать последовательность или наоборот - навязывать последовательность там, где ее может и не быть. И это понятно: мы же "достаем" не всегда осознаваемые вещи. А часто и просто - бессознательные. Поэтому - переспрашиваем, уточняем, пробуем сами - работаем.

Отдельный интерес представляют убеждения, высказываемые носителем модели - те, что поддерживают его поведение и создают условия для процветания его навыков. Если ценности человека - это то, ради чего он что-либо делает, то убеждения - это то, ПОЧЕМУ он делает так, а не иначе. Вообще, наши возможности и наши ограничения во многом определяются не какими-то объективными обстоятельствами - скорее, нашими верованиями относительно них. Поэтому, КАК человек делает то или иное действие, и будет ли он хотя бы пытаться хоть что-то делать, определяется тем, в чем он глубоко убежден. А есть на то основания или нет - уже не важно.

Вот пример достаточно мощной поддержки со стороны своих убеждений и жизненных установок:

"Если на первой же встрече ОНА не проявила положенного желания, то я редко даю второй шанс встретиться... Уж очень время мне дорого, сам понимаешь - их много, я - один".

Подумайте сами: будет человек с ТАКИМИ установками хоть когда-то иметь проблемы из области "просто друзья"? Станет ли он волноваться и мучительно решать, обнимать женщину или нет? Целовать или еще рано? Свойственно ли ему дрожать при мысли, что ему могут отказать?

Прикиньте: насколько ему легче быть внимательным и галантным по отношению к женщине по сравнению с теми, чье внимание сконцентрировано на собственных страхах и ожиданиях? Может ли Вы себе представить, какая волна уверенности, благодушия и теплого внимания к собеседнице исходит от него?

И все это - из его поддерживающих убеждений.

Другой пример: выступление на публике. Когда я спросил Алексея Хитрова (ведущий психологических тренингов из Ульяновска), какая разница между работой с небольшой аудиторией и с массовой, он ответил: "ЕДИНСТВЕННАЯ разница - приходится громче говорить". Вот и все. А все эти рассуждения начинающих ораторов о повышенной ответственности и многократно возросшей значимости... Не полезны.

В НЛП есть достаточно большая коллекция поддерживающих убеждений, позволяющих быть более эффективными и гармоничными. Это и различия - это красота, позволяющее совсем иначе относиться ко всему новому, непривычному и вообще не совпадающему с нашими ожиданиями. Это и сопротивление - источник энергии, дающее достаточно оригинальный и ресурсный взгляд на неожиданные препятствия. Это и... Да что там говорить - моделируйте сами!

Вторая группа вопросов особенно полезна при моделировании творческих навыков - навыков работы в изменяющихся условиях или с неопределенным результатом. Пример первого - конфликт (почитайте, кстати, описание Алгоритма управляемого конфликта А.П. Егидеса) или любая соревновательная игра вроде настольного тенниса. Второго - литературное творчество. И там, и там человек часто и сам не представляет, каким будет его следующий шаг. "Будет день - будет пища".

Поэтому здесь вопросы второго блока оказываются просто неоценимыми. Всплывают и стратегии поиска ресурсов, и стратегии творчества, и стратегии анализа и планирования, и стратегии памяти и обучения - все, что угодно. И все это может оказаться крайне важным при снятии навыка.

Особое внимание стоит уделить стилю мышления носителя модели. То ли он мыслит от общего к частному, сначала выделяя главные блоки, а потом все больше их уточняя. Например, в навыке деловых переговоров такие люди сначала будут договариваться по принципиальным вопросам, решая дело в целом, а потом - все больше конкретизировать детали и нюансы.

А вот переговорщик, действующий от частного к общему, предпочтет договориться по множеству мелких вопросов и только затем, получив свою долю согласия и заработав кредит доверия, станет обсуждать более значимые решения. Как видите, подобные стили мышления САМИ диктуют последующие действия. И это очень удобно: стратегия поведения складывается сама.

Несколько менее предсказуема схема действия по аналогии: не всегда можно предугадать, какая ассоциация у человека сработает в следующий раз. "Мне показалось, что мелодия какая-то пресная, и я решил добавить туда горчинки..." Гм... А между тем и в аналогиях есть свои шаблоны - надо их только поискать. И что самое приятное: этот навык тоже передается!

Как то мне довелось встраивать человеку, пожелавшему научиться филигранно жонглировать речевыми стратегиями эриксоновского гипноза (он их знал) в обычной беседе, умение проводить аналогии между общением и игрой в настольный теннис. В результате он смог пользоваться уже наработанными тактикой и стратегией игры в новом для себя деле. Лично я был впечатлен!

Продолжаем мастер-класс по соблазнению:

"Если видишь, что дела пошли не так - продолжать в том же духе... Сразу всё испортишь! Либо сразу уходи, либо... Есть ещё один шанс - сделать вид, что ты понял, что надоел, и потерять интерес... Часто потеря интереса к НЕЙ пробуждает интерес в НЕЙ самой".

Да. Это один из вариантов достойной реакции на локальную неудачу - сменить поведение. А как конкретно (и на что) его менять - зависит от Вашей модели.

Словом, если Вы твердо решили сделать себе приятно, овладев чьим-то даром, пробуйте, применяйте снова и снова, познавайте все новые грани этого навыка, вбирая в себя все самое лучшее, и тогда рожденная Вами модель доставит Вам массу удовольствий.

Но это - в будущем. А пока - моделируем критерии.

Читать дальше...

Понравилось? Полезно? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Наверх

(с) Анвар Бакиров, Москва и Московская область.

При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна.