Практическая психология
 
Сайт Анвара Бакирова

Статьи, тренинги, консультации
Сайт Анвара Бакирова - автора книг по практической психологии. Статьи по НЛП, гипнозу, личному развитию

1 ступень курса "Желанность"

состоится 27-28 января 2024 года

Главная

Услуги

Статьи

Соцсети

duals.ru

Тренинги

Гипноз

ВКонтакте

 

Консультация

Развитие

Telegram

 

Еженедельные встречи

НЛП

YouTube

Анвар Бакиров

Школа...

Ты и начальник

Ты и подчиненный

"Куда солдата ни целуй..."

Постепенное наращивание давления

Жизненно важно!

Два стиля общения

Устав надо знать

Подчиненный тоже человек

Прежде чем орать (алгоритм управляемого конфликта)

Держи инициативу

"Куда солдата ни целуй..."

"...везде у него задница". Потому что искусство уклоняться от начальственной воли доведено личным составом до совершенства. Солдатом командуют все, кому не лень. Круглые сутки. Все два года. Поэтому он постоянно решает для себя вопрос: подчиняться или нет. И если подчиняться, то насколько.

Солдату терять нечего - "с пола упасть нельзя". У него так мало прав, что он вполне может рискнуть их расширить. За счет психологически слабого начальника. И если сегодняшняя твоя уступка будет воспринята им с благодарностью, то завтра он уже будет требовать того же "на полных правах". И будет возмущаться, если ты не пойдешь ему навстречу.

Постепенное наращивание давления

Так везде. Людям свойственно периодически проверять свои права в общении с другими. Боец постоянно проверяет, как с тобой можно, а как с тобой нельзя. Попробовал обратиться "не по уставу" - получилось. ОК. Попробовал не встать в твоем присутствии - тоже получилось. Прекрасно! И пошло-поехало: закурил в твоем присутствии, приказ втихую не выполнил, возразил напрямую, матом выругался, на "ты" обратился, угрожать начал...

Пределов такой экспансии я не знаю, знаю только, что были случаи, когда офицеров били, запирали, посылали "на три буквы"... Причем, безнаказанно.

Вывод один: лучше вовремя сделать солдату замечание за нечеткое исполнение воинского приветствия, чем наводить порядок палкой от швабры в толпе пьяных воинов. И еще полезно знать, где находится та самая грань, позволять заступать за которую нельзя ни в коем случае.

Жизненно важно!

Это жизненно важные моменты. Если их проигнорировать, служба может оказаться адом. Жестко поправь. Не сработало - бей. Сходу. Без разговоров. Иначе бить будут тебя.

  • Не позволяй солдату обращаться к тебе на "ты".
  • Не допускай прямых отказов выполнять твои приказы. Если боец демонстративно игнорирует твои слова, отворачивается, уходит "по своим делам" - он тебя "посылает". Пресекай!
  • Не разрешай в твоем присутствии ругаться матом. Тем более в твоем отношении.
  • Пресекай любые попытки обсуждать с тобой других офицеров.
  • Не пей с подчиненными. Не позволяй пить им.
  • Не делай за солдата его работу.

В остальных случаях у тебя остается свобода для маневрирования: как отреагировать, что сделать. В любом случае полезно учитывать, что есть...

Два стиля общения

Принято различать два вида правил: "как положено" и "как надо". При общении с личным составом положено быть образцом вежливости и культуры. Жизнь вносит свои коррективы.

Реально офицеры с бойцами разговаривают "по-свойски": обращаются к ним на "ты", довольно часто - по имени, не забывают "подкалывать", при необходимости - угрожают "заковыристыми" расправами. И при всем неравенстве положений и общей несправедливости, такой стиль общения подчиненным ближе и приятнее. Понятнее. Особенно, если учесть сельское происхождение большинства из них.

В неформальном общении все несерьезно. Все угрозы "понарошку". И можно отшутиться... Задать встречный вопрос... Упрекнуть офицера... Много чего можно. Правда, можно и неуставной удар сапогом заработать... Но это привычно. От своих же сослуживцев бойцу гораздо больше достается.

Другое дело, общение официальное. Когда офицер внезапно переходит на "вы", обращается по воинскому званию, использует формулировки со словом "приказываю"... Здесь и до трибунала недалеко. Здесь все серьезно.

Но так общаться ты должен уметь. Поэтому...

Устав надо знать

И если перед собственным начальником тебе полезно помнить, что ты бывший студент, то общаясь с бойцом, ты должен быть офицером.

Для этого полезно знать (и уметь формулировать казенным языком) общие обязанности военнослужащих, ответственность за выполнение и невыполнение приказа, как должен реагировать подчиненный на отданный ему приказ, элементы строевого устава и т.д.

Вообще, весьма полезно знать свои возможности и ограничения. Помогает.

Подчиненный тоже человек

Конечно, ты можешь все два года жизни в армии общаться с личным составом на уровне приказов и докладов. С позиции силы. И с порядочной дистанции.

Лично я выдержал сутки. Сутки одиночества.

А потом я спросил себя: что я знаю о людях, действиями которых мне довелось руководить? Ничего. Ни достоинств - ни недостатков. Ни сильных сторон - ни слабостей. Не интересовался. А зря.

Ведь когда ты знаешь своего подчиненного как человека, ты уже можешь использовать психологию, чтобы играть на струнах его души. И тебе больше не придется повышать на него голос. Когда ты проявил себя человеком, солдат выполнит твое распоряжение из чистого понимания. Когда у вас наладилось общение, ты уже можешь не только выполнять свои служебные обязанности, но и познакомиться с целым миром - миром другого человека. И научиться чему-то новому.

Прежде чем орать

Примени алгоритм управляемого конфликта Аркадия Петровича Егидеса. Этот алгоритм предлагает постепенное наращивание давление с возможностью выхода из конфронтации в любой момент. Сначала - мягкая конфронтация. По пунктам:

  1. Попроси. Точнее, сформулируй просьбу: "Встань, пожалуйста, и исполни воинское приветствие". Тебя ждет потрясающее открытие: 90% ситуаций разрешается именно на этом уровне!!! Потому что какие-то вещи солдат не делает, потому что забывает, какие-то вещи от него просто довольно давно не требовали, что-то он просто раньше не знал. А возможно, он просто ставил на тебе эксперимент, испытывал тебя. И ты прошел это испытание. Если нет, то - следующий пункт.
  2. "Заезженная пластинка" - повтори просьбу несколько раз. Пример: "Давай ты все-таки встанешь и исполнишь воинское приветствие. Хорошо?" Последнее уточнение крайне важно: это пас. Этим мы ясно показываем другому человеку, что сейчас его очередь говорить - реагировать на просьбу. Теперь ему не удастся сделать вид, что не расслышал, не понял, не осознал важности просьбы - придется отвечать. И отвечать за свои слова. То же повторение помогает, если просьба выполнена кое-как: встал, но расхлябанно, вместо воинского приветствия махнул рукой в направлении фуражки - тогда просто уточняем просьбу. "Пожалуйста, встань как положено и исполни воинское приветствие четко". Обрати внимание: напряжение постепенно нарастает - это УЖЕ конфронтация, это УЖЕ противостояние. И заметь: без крика, без ругани, без ударов, без санкций. Поэтому солдат в этот момент начнет оправдываться, косвенно обосновывать свое нежелание выполнять твою просьбу (а для него это приказ!). Тогда - идем дальше.
  3. Описание собственного состояния: "Понимаешь, мне неприятно, когда простейшая просьба натыкается на полное непонимание. В такие моменты мне кажется, что подчиненный меня не уважает. Поэтому давай ты все-таки встанешь и исполнишь воинское приветствие. Хорошо?" Интонации пока еще довольно мягкие. Спокойные. Но ситуация уже серьезней и серьезней. Да, мы еще не обвиняем, мы еще не угрожаем, но мы даем понять, что давешняя просьба - это не просто блажь. Это важно. Поэтому - пас. И этот пас придется разыгрывать. Или просто принять, что проще, кстати. Если же ты слышишь очередную "отмазку" - следующий пункт.
  4. Разложение вины: "Я, конечно, понимаю, что тебе совершенно не хочется вставать перед каждым офицером, и что просьба моя кажется тебе несущественной, что служить тебе уже надоело... Но давай ты все-таки встанешь и исполнишь воинское приветствие. Хорошо?" (Можно использовать все те оправдания и возражения, что высказал сам солдат). Что здесь происходит? С одной стороны, мы демонстрируем понимание и снимаем часть вины с человека. Потому что виноватым он себя чувствует, но именно это чувство вины и заставляет его искать себе оправдания и "идти на принцип". С другой стороны, мы нивелируем все его отговорки и вновь выводим на первый план свою просьбу. Получается, что любые его аргументы только усиливают твою позицию. Чтобы продолжать возражать здесь, требуются крайне веские основания. В этом случае приходится идти на следующий шаг.
  5. Конструктивные предложения: "Хорошо. Если ты СЕЙЧАС выполнишь мою просьбу, я буду меньше к тебе придираться потом. Так что давай ты все-таки встанешь и исполнишь воинское приветствие. Хорошо?" Воистину! "Такому проще отдаться, чем объяснить, почему не хочешь!" Ты чуть-чуть снижаешь давление, и это приносит подчиненному изрядную долю облегчения. Теперь ему проще сдаться, не потревожив своего самолюбия. Но за этим временным облегчением может последовать резкое ужесточение ситуации, и это тоже чувствуется. Поэтому следующий шаг...
  6. Мирные инициативы: "До сих пор нам с тобой удавалось общаться по-человечески, и мне совершенно не хочется, портить сложившиеся отношения и применять какие-либо жесткие санкции. Поэтому давай ты все-таки встанешь и исполнишь воинское приветствие. Хорошо?" Вообще-то, это чистой воды манипуляция - мы перекладываем ответственность за опасность ухудшения отношений на плечи подчиненного. И ему еще раз приходится взвесить: на одной чаше весов довольно пустяковая просьба, на другой - перспектива отношений с начальником. Выбор очевиден. И главное: угрозы еще нет, но она явно читается "между строк". Отказ здесь означает готовность идти на конфликт. Поэтому мы...
  7. Подводим черту: "Ты оказываешься?" И это последняя мягкая интонация за всю конфронтацию. Мы лишний раз уточняем, что он понял просьбу, осознал ее важность для нас, услышал конструктивные предложения и не боится ухудшения отношений.

Обычно, мягкой конфронтации оказывается вполне достаточно. В конце концов подчиненный редко оказывается дураком и еще реже уверенным в своей безнаказанности нахалом. Чаще всего, солдат просто не задумывается о последствиях своих поступков, и мягкая конфронтация просто предоставляет ему эту возможность.

Но если эти семь шагов не показались ему убедительными, или он просто не верит в твои возможности - жесткая конфронтация. Здесь - жесткие интонации, полное отсутствие улыбок, абсолютное нежелание подстраиваться.

  1. Требование: "ВСТАТЬ!!! В строевую стойку! РУКИ по швам! СМИРНО!!! Воинское приветствие ИСПОЛНИТЬ!!" В голосе - метал. Речь четкая. Каждое следующее требование - после выполнения предыдущего. А вот громкость при этом может быть и большой и маленькой. Обычно - ЧУТЬ выше нормальной. Держим себя в руках! И эта сдержанная ярость пугает сильнее всего.
  2. Формулирование обвинения: "Вы отказываетесь выполнять приказ, тем самым нарушая требования Устава. Ваши действия могут быть классифицированы как саботаж на военном объекте... ВСТАТЬ!!! В строевую стойку! РУКИ по швам! СМИРНО!!! Воинское приветствие ИСПОЛНИТЬ!!" После столь серьезного обвинения повторение требования оказывается спасительной лазейкой для бойца, которая позволит ему избежать неизбежной кары.
  3. Формулирование угрозы: "О Вашем поведении будет доложено вышестоящему командованию в письменной форме с ходатайством о заведении на Вас уголовного дела... Поэтому предлагаю все же выполнить мой приказ". Разумеется, угрожать можно только теми санкциями, которые ты и в самом деле можешь применить, потому что вполне вероятно, что тебе придется идти до конца. Обычно, до таких крайностей не доходят, обходясь "подручными средствами" типа мойки полов, повышения контроля и банального мордобоя. Важно только то, чтобы ты был готов пойти на это. И тогда вероятно до самих санкций и не дойдет.
  4. Подводим черту. Возможно, после этого придется частично выполнить угрозу, с возвратом к мирным инициативам. А возможно, тебе придется идти на конфликт без возможности отступления.

Подробнее алгоритм описан в книге Лабиринты общения, или Как ладить с людьми.

Держи инициативу

Дежурный солдатский метод воздействия на молодых офицеров - вопросы к намерению или к основанию. Ты ему: "Подмети пол". Он тебе: "А зачем?" Или - "А почему я?"

Такой уж у нас культуральный стереотип - отвечать на поставленные вопросы. И молодые лейтенанты на это "ведутся". И начинают отчитываться перед солдатом. И если ответ лейтенанта бойца не удовлетворит, он сможет с полным основанием отказать начальнику.

Более опытные офицеры на подобные реплики говорят что-нибудь вроде: "Ты мне глупые вопросы не задавай - ВЫПОЛНЯЙ ПРИКАЗ!!!", "Что-то ты совсем расслабился..." Все правильно: очень важно помнить, кто здесь начальник, а кто - подчиненный.

Еще более опытные офицеры используют одесский культуральный стереотип - отвечают вопросом на вопрос. И тем самым возвращают инициативу себе. "Тебе что то непонятно?", "А сам думать отвык?", "Ты отказываешься выполнять приказ?", "Устав забыл?" Подчиненный тоже человек, и он тоже подвержен стереотипу отвечать на поставленные вопросы. Вот и ладненько.

Понравилось? Полезно? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Наверх

(с) Анвар Бакиров, Москва и Московская область.

При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна.