Практическая психология
 
Сайт Анвара Бакирова

Статьи, тренинги, консультации
Сайт Анвара Бакирова - автора книг по практической психологии. Статьи по НЛП, гипнозу, личному развитию

Тренинг "Мини-сатори"

состоится 25-26 мая 2024 года

Главная

Услуги

Статьи

Соцсети

duals.ru

Тренинги

Гипноз

ВКонтакте

 

Консультация

Развитие

Telegram

 

Еженедельные встречи

НЛП

YouTube

Анвар Бакиров

Базовые пресуппозиции:
что к чему?

Cпасибо Тимуру Гагину и Андрею Кёнигу, дискуссии с которыми кардинально изменили мое отношение к Базовым пресуппозициям НЛП.

Впрочем, со стороны это может ПОКАЗАТЬСЯ незаметным.

Вместо предисловия

В последнее время я все чаще стал сталкиваться с тем фактом, что мои представления о базовых пресуппозициях достаточно серьезно расходятся с представлениями некоторых моих коллег-тренеров.

Не спешите дружно поздравлять меня с очередным подтверждением того факта, что Карта - не территория, ибо этот факт не отменяет наличия бесполезных (а то и вредных!) карт. Но об этом - дальше.

Собственно, нежелание влезать в большую кучу мелких местячковых дискуссий привело меня к мысли изложить свою точку зрения не только письменно, но и публично.

Отличие пресуппозиций от убеждений

Сразу оговорюсь: сходств БОЛЬШЕ, но есть и различия.

А именно: пресуппозиция ОБЯЗАТЕЛЬНО имеет ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ СЛЕДСТВИЕ. Чтобы проверить встроенность той или иной базовой пресуппозиции, вовсе недостаточно спросить грозным голосом: "Веруешь ли ты в карту и территорию?" И провести голосование - тоже недостаточно.

Пресуппозиции проверяются в поведении!!!

Другой момент: пресуппозиции - по определению!!! - НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ предпосылки нашего поведения. Это тот базис, на который мы опираемся, и который мы НЕ ОБДУМЫВАЕМ и тем более НЕ ОБСУЖДАЕМ. Потому что сам момент осознавания открывает дверку сомнениям.

В общем, базовым пресуппозициям нужно учить БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, а не сознание!

А уж если мы (тренера) вдруг решаем воспользоваться методами вербального внушения, то внушать надо ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ, а не кондовые формулировочки.

Пример? Пожалуйста!

Карта и территория

Самая интересная для разбора пресуппозиция - Карта - это не территория. Мы так лихо в нее уверовали, что забыли договориться о поведенческом следствии из нее. Такой БАРДАК получился!..

Например, достаточно часто в качестве оного предлагают "не лезь в карту другого", что на нормальный язык переводится как "не спорь". Или еще круче - "не влияй"!

Вам не кажется, что это БРЕД?!!

ВЕСЬМА эффективные МАНИПУЛЯТОРЫ декларируют, что они отказываются вмешиваться в карту другого человека...

Вместе с тем, пресуппозиция о карте и территории говорит лишь о НЕСОВЕРШЕНСТВЕ КАРТ!!!

Да, не бывает карт полностью истинных! Согласен.

Бывает множество РАЗНЫХ точек зрения! Согласен.

НО!!!

Бывают более ПОЛЕЗНЫЕ и менее полезные (в фиксированном контексте) карты.

А это значит, например, что работа НЛП-тренера и НЛП-консультанта заключается в АКТИВНОМ влиянии на карты своих клиентов. В сторону увеличения их ПОЛЕЗНОСТИ, АДАПТИВНОСТИ и ЭФФЕКТИВНОСТИ. Работа у нас такая!

Я уж не говорю о менеджерах по продажам, чья работа заключается именно в использовании особенностей карт своих потенциальных клиентов, дабы сделать их клиентами реальными. Они МЕНЯЮТ карты.

Для чего, как вы полагаете, были разработаны такие инструменты как вербальные внушения, рефрейминг, мета-модель, раскрутки, метафоры? Для чего нужны терапевтические техники НЛП? Все для того же - для изменения карты соседа.

А разделение убеждений на поддерживающие и ограничивающие?..

А идея добавления выборов в карту?..

Другое поведенческое следствие из признания факта несовершенства карт - необходимость умения гибко менять свою точку зрения (и карту, соответственно) под требования текущей ситуации. Что, в НЛП, кстати, является одним из критериев Мастерства.

И так далее.

В общем... СПОРЬТЕ НА ЗДОРОВЬЕ! Вмешивайтесь друг другу в карты! Меняйте карты как перчатки! - РАЗВЛЕКАЙТЕСЬ!!!

Понравилось? Полезно? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Наверх

(с) Анвар Бакиров, Москва и Московская область.

При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна.