Практическая психология
 
Сайт Анвара Бакирова

Статьи, тренинги, консультации
Сайт Анвара Бакирова - автора книг по практической психологии. Статьи по НЛП, гипнозу, личному развитию

Тренинг "Мини-сатори" состоится

30 ноября - 1 декабря 2024 года

Главная

Услуги

Статьи

Соцсети

duals.ru

Тренинги

Гипноз

ВКонтакте

 

Консультация

Развитие

Telegram

 

Еженедельные встречи

НЛП

YouTube

Анвар Бакиров

Сталкинг, или Охота на ЧСВ

Если вы уже открыли эту статью, то вам не нужно пояснять, что ЧСВ – это чувство собственной важности, а сталкинг – это выслеживание своих слабостей. Некоторое время назад я написал статью «Чувство собственной важности», вызвавшую понятную реакцию: проблема ясна, но что теперь делать? Эта статья – один из возможных ответов.

Совершенно очевидно, что бороться с ЧСВ напрямую бесполезно. Чем больше ты усмиряешь собственную важность, тем больше ты млеешь от собственной крути. И победив ЧСВ очередной раз, ты тут же убеждаешься, что оно от этого только возросло. Проблема?

Нет. Не проблема. Потому что сама мысль о том, что чувство собственной важности – это проблема, бредовая. Ну скажите, кому плохо от того, что он уверен в своей высокой значимости? Кому плохо от того, что у него высокая самооценка? Никому. Напротив – человеку от этого хорошо. Ещё раз: если человек абсолютно и стопроцентно уверен в собственной исключительности и неповторимости, если он любит себя, если он заботится о себе, ему хорошо. Очень хорошо. Так что бороться с ЧСВ не надо. Вреда от этого будет больше, чем пользы.

А в чём же тогда загвоздка? Что же тогда действительно нужно и можно исправлять? Заниженную или завышенную самооценку, мешающую достигать реальных результатов. Непродуктивные эмоции и переживания. Бесполезные или вредные действия. Словом, всё то, что мешает жить лучше и вкуснее. То, что исправить реально. И можно измерить результативность этого исправления. А если от этого ЧСВ будет только раздуваться, так честь ему и хвала.

Самооценка и самообман

Я часто говорю на тренингах две вещи. Первая: «Единственный человек в мире, которому гарантированно неполезно врать, это вы сами». В остальных случаях есть варианты. Вторая: «Что бы человек о себе ни думал, он всегда прав». Как эти мысли сочетаются между собой? Давайте разбираться.

Итак, себя надо знать. Свои сильные стороны. Свои слабые стороны. Самооценка должна быть адекватной. Основанной на фактах.

Задание 1:

Напиши списки своих сильных и слабых сторон. По 10 пунктов минимум.

На всякий случай: слабые стороны есть у каждого, но это не повод любить себя меньше. Если чувствуешь, что любишь себя недостаточно или тебе до жути страшно искать свои недостатки, обратись к статье «Если хочешь быть счастливым: любовь к себе». Там есть все необходимые упражнения.

Затем, планируя любое дело, делай так, чтобы твои сильные стороны проявлялись максимально, а слабые были надёжно прикрыты или подстрахованы.

Если ты знаешь, что можешь нести рюкзак весом 15 кг, не нагружай на себя 30. А если вдруг захотелось, скажи себе: «Это шалит ЧСВ», - и возьми 15.

Задание 2:

Напиши список своих возможностей. «Я могу…». Для начала из 20 пунктов. Потом этот список будет пополняться.

Если ты знаешь, что для насыщения тебе нужна полная тарелка супа, не бери половину – не наешься. Это шалит ЧСВ!

Хорошо, но как же тогда развиваться? Ведь если всегда делаешь только то, что тебе делать легко, продвижения вперёд нет! Во-первых, желание продвигаться вперёд всегда и во всём – это шалости ЧСВ, продвигаться нужно там, где тебе это необходимо для реализации твоих планов. Во-вторых, ты можешь ставить перед собой задачи в зоне ближайшего развития, т.е. того уровня сложности, где тебе уже приходится мобилизовывать свои ресурсы, но ещё удаётся сохранить эффективность. В-третьих, тренируясь, осознавай, что ты тренируешься, а не говори, что 17-килограммовый рюкзак – это твоя норма.

Задание 3:

Выдели желаемое направление развития. Определи свою зону ближайшего развития. Поставь цель и начинай тренировки.

Хорошо. Теперь обратимся ко второй мысли: «Что бы человек о себе ни думал, он всегда прав». Действительно, человек не любит быть неправым, его ЧСВ это не нравится, поэтому если человек что-то про себя буркнул, он постарается найти или создать подтверждения своей правоты. Уверен он, что простужается от любого сквозняка, приложит все усилия, чтобы заболеть. Сможет убедить себя, что ему любое дело по плечу, будет рвать жилы, но не сдастся до последнего. Это с одной стороны.

С другой, мы живём в реальном мире, и силой самовнушения не взлететь в воздух подобно птице и не зажечь взглядом костёр. Поэтому верования должны быть разумны. Не «Я могу легко нести рюкзак весом 30 кг», а «Я могу натренировать себя так, чтобы легко нести рюкзак весом 30 кг». И вперёд – тренироваться! Если это нужно, разумеется.

Задание 4:

Веди учёт своих «не могу», мешающих достижению твоих целей. Каждое «не могу» перебивай «могу смочь». При условии, что тебе удастся найти хотя бы одного человека на свете, кто это действительно может. И начинай тренировки.

Ещё одна важная вещь. Твоя самооценка должна быть завязана на твои достижения и твои сильные и слабые стороны. Ни достижения, ни личностные особенности окружающих не должны никак на неё влиять. Пойми, что если окружающие хуже тебя, это не повод к повышению самооценки. Это повод задуматься, теми ли людьми ты себя окружил. Если же окружающие лучше тебя, это не повод к понижению самооценки – это стимул к дальнейшему саморазвитию.

Так же и то, как они оценивают тебя: принимай к сведению, но оценивай себя сам. А чтобы твоя оценка была верна, собирай объективные факты. Изучай себя сам.

Непродуктивные эмоции

Есть эмоции, которые вы можете использовать в своих целях, и есть те, что делу только мешают. Это не значит, что они непродуктивны всегда и везде. Нет. Здесь и сейчас. Или там и тогда, когда нужны другие эмоции и другие переживания.

Задание 5:

Попадая в разные ситуации, спрашивай себя, насколько продуктивна эмоция, которую я сейчас испытываю? Кстати, научись различать и называть, что ты чувствуешь в данный момент.

Впрочем, есть эмоции, полезность которых сомнительна практически во всех ситуациях. Именно они завязаны на ЧСВ. Сергей Шишков, ведущий тренинга «Сталкинг», предлагает такой список:

  • Жалость к себе.
  • Жалость к другим.
  • Вина и стыд.
  • Обида.
  • Надуманные страхи.

Жалость к себе

В общем-то, приятное чувство. Просто непродуктивное. Не даёт ничего толком сделать. Зато поковыряться в душевных ранах можно… И «оправдать» своё бездействие нерабочим настроением. И не отдать долг вовремя, потому как «обстоятельства». И забросить упражнения, потому как жалко себя напрягать. И мысленно набить морду всем, кому в реальности не удаётся, но хотелось бы.

Задание 6:

Поймав себя на жалости к себе, говори: «Это жалость к себе, ЧСВ опять шалит». После этого прими решение: продолжать растравлять себя или сменить эмоцию на более продуктивную.

Жалость к другим

У жалости к другим есть два оттенка, и оба исходят от ЧСВ. Во-первых, жалость к другим – это жалость к себе в аналогичном положении. Во-вторых, это чувство превосходства над теми, кого вы жалеете. Мол, я то в такую… ситуацию не попал! Я-то молодец! В любом случае – непродуктивно. Стимулируя вашу жалость, люди получают от вас блага, уступки, помощь, никак за неё не платя. Ни сейчас, ни потом. И даже если Вы сознательно решаете кому-то помочь, это не должно сопровождаться жалостью. Она-то точно людям не поможет.

Задание 7:

Заметил, что жалеешь кого-то, признайся себе: «Я чувствую превосходство над этим человеком и боюсь оказаться в его положении. Это шалит ЧСВ».

Вина и стыд

Лучше, чем Михаил Литвак, не скажешь: «Виноватым может быть только Бог. Он всё знает и всё может». Ни чувство вины, ни чувство стыда ни к чему хорошему не приводят. Их естественное следствие – желание оправдаться и очернить других. Оправдания не исправят ситуации. Встречные обвинения – эскалация конфликта. Само по себе чувство вины программирует самоуничтожение. Вам оно надо?

Задание 8:

Поймал себя на чувстве вины, скажи: «Я не Бог, но я себя люблю». И обними себя покрепче.

Обида

Обида – это чувство, говорящее нам: «Все плохие – мы хорошие». Чувство часто приятное, да ещё и стимулирующее жалость к себе. Но что такое обида на самом деле? Обида – это повышенные требования к людям и миру вокруг, основанные на мысли о том, что все вокруг обязаны заботиться именно обо мне в первую очередь, да ещё и угадывая мои желания. Самообман. Во-первых, ЧСВ окружающих ничуть не слабее вашего, вы не в первом десятке в списке их приоритетов. Во-вторых, они не умеют читать мысли и угадывать желания. В-третьих, а сделали ли вы всё, чтобы получить то, что хотелось?

Задание 9:

Обиделся? Скажи себе: «На обиженных воду возят». И иди за водой.

Надуманные страхи

Страх – полезен. Он предупреждает об опасности. Полезно бояться класть руку в огонь. Полезно остерегаться бандита с ножом. Полезно страховаться при работе на высоте. Но есть страхи надуманные. Страх отказа. Страх неодобрения. Страх неудачи. Страх публичных выступлений. Страх осмеяния.

Где корни этих страхов? В серьёзном отношении к себе. Т.е. в ЧСВ.

Это же так ужасно – облажаться! Как я, самый великий человек на белом свете, покажу всем, что я могу ошибиться!? Как мне, лучшему мужчине (лучшей женщине) в мире, могут отказать!? Как я, величайший из успешнейших, могу потерпеть неудачу!? Я этого не перенесу!

Задание 10:

Боишься? Проанализируй, что ты потеряешь при самом неблагоприятном исходе. Ты это переживёшь? Тогда скажи себе: «И принцессы тоже какают». И берись за дело.

Задание 11:

Отработай технику «Наблюдение за страхом». Каждый раз когда ловишь себя на страхе, начинай внимательно отслеживать его телесные проявления: где-то комочек, где-то холодок, где-то жарит, где-то дыхание свело… Просто наблюдай – очень скоро уровень ощущений снизится до приемлемого, и ты сможешь выполнить задание 10.

Как управлять эмоциями

Подробнее об этом написано в главе «Пульт управления мозгом», приведу здесь лишь краткий перечень наиболее эффективных техник. Техники снятия эмоций:

  • Усиление эмоции с полным проживанием в кратчайшие сроки или доведением до абсурда.
  • Наблюдение за ощущениями, сопровождающими эмоцию. Аналогично, описанному в задании 11.
  • Диссоциация. Мысленное наблюдение себя со стороны. Описана в главе «Наука дозированного переживания».
  • Изменение физической активности. Встать. Встряхнуться. Присесть-встать десяток раз. Продышаться. Встать на носочки и вытянуть руки вверх.
  • Изменение внешних условий. Ведро холодной воды, и прежней эмоции как не бывало!

Техники переключения эмоций:

  • Фиксация на мысли. Лучше всего, на самовнушении. Например: «Я могу быть любым!» Повторяем, как заведённые.
  • Резкое переключение внимания. Снаружи – внутрь. С ощущений – на образы. С прошлого – на будущее. Или наоборот.
  • Поиск и проживание воспоминаний, вызывающих желаемую эмоцию. Делать только после предварительного снятия непродуктивной эмоции!

Задание 12:

Решив снять эмоцию, выбери эмоцию-заменитель и применяй предложенные техники до тех пор, пока не начнёшь переживать то, что тебе нужно.

Целесообразность действий

Один из главных признаков слабости, изучаемых на тренинге «Развитие личной силы», – обилие бессмысленной активности и отсутствие возможности сделать то, что нужно, и так, как нужно. Вы ж понимаете: или то, что ты делаешь приближает тебя к твоим целям, или нет. А неудовлетворённое ЧСВ часто подталкивает именно к действиям глупым и недальновидным.

Вот ты сейчас споришь. Зачем ты это делаешь? К чему это ведёт? Вот ты перебил собеседника. Зачем ты это сделал? К чему это привело? Вот ты оправдываешься перед коллегой. Кому нужны твои оправдания? Какой имидж они тебе формируют? Вот ты подал нищему сотню. Зачем? Какой итог? Вот ты роешь яму ближнему. Зачем? Нет ли более разумных способов приложить свои усилия.

Удивительно, как много действий мы совершаем только ради того, чтобы доказать, что мы не хуже других! Практически все психологические манипуляции основываются либо на принижении, либо на поощрении ЧСВ. Так оно и должно быть, ведь подавляющее большинство людей напрочь забывает о своих целях, стоит окружающим нарочно или случайно поддеть их самооценку. Не пора ли начать от них отличаться?

Задание 13:

Напиши список своих целей. Перед беседой с кем бы то ни было ставь цель разговора и настойчиво к ней двигайся.

Задание 14:

В любой ситуации спрашивай себя: Что я сейчас делаю? С какой целью? И фиксируй результат. Отслеживай последствия своей деятельности.

Задание 15:

Практикуй «Неделание». Если заметил, что цель твоего текущего действия обслуживает только ЧСВ и не приближает тебя к твоим целям, тут же останавливайся и делай то, что сейчас делать надо.

Разумеется, всё это не понравится тем, кто до сих пор на вас ездил. Ну и что! Если хорошие отношения с каким-то конкретным человеком в ваших интересах, вы будете строить их, поступая максимально целесообразно. Например, льстя его самолюбию, «поддаваясь» на его манипуляции. Просто осознавайте, что в данный момент происходит. И не забывайте время от времени воздействовать встречно. Для достижения своих целей.

Что касается неспособности сделать то, что необходимо, вроде невозможности попросить о прибавке к жалованию, то здесь достаточно сказать, что она основана на страхе. Поэтому снимаем страх и вперёд!

И напоследок. Все мы живём в мире иллюзий. Просто разные люди погрязли в них в разной степени. Люди верят в слова, а потому техники, изучаемые на тренинге «Разговорный гипноз», оказываются чрезвычайно эффективными. Но нам, людям развивающимся, полезно время от времени вспоминать, что есть реальность, а есть – бла-бла-бла, существующее только в головах людей.

Вы можете не особенно внимательно вслушиваться в то, что люди говорят, но будьте предельно внимательны, наблюдая за тем, что они делают. За улыбку нужно платить улыбкой. За обещания – обещаниями. За комплимент – комплиментом. И только за реальное дело – делом. А если вы вдруг поймали себя на том, что начинаете делать что-то другое, спросите себя: «А не шалит ли опять моё ЧСВ?» – и поступите правильно.

Понравилось? Полезно? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Наверх

(с) Анвар Бакиров, Москва и Московская область.

При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна.