Практическая психология
 
Сайт Анвара Бакирова

Статьи, тренинги, консультации
Сайт Анвара Бакирова - автора книг по практической психологии. Статьи по НЛП, гипнозу, личному развитию

Тренинг "Мини-сатори" состоится

30 ноября - 1 декабря 2024 года

Главная

Услуги

Статьи

Соцсети

duals.ru

Тренинги

Гипноз

ВКонтакте

 

Консультация

Развитие

Telegram

 

Еженедельные встречи

НЛП

YouTube

Анвар Бакиров

Как изменить свою жизнь?

(Круг обучения)

НЛП - это психотехнология успеха. Способ сделать цели достижимыми. Поиск методов исполнения желаний. Но так уж устроено, что успех - удел людей особого качества. Он не свойственен неудачникам. Поэтому, чтобы его добиться, приходится меняться. Можно даже сказать, что все более-менее интересные цели достигаются не теми, кто их ставил. Ибо путь человека меняет. К лучшему.

Именно поэтому обязательная часть любого курса НЛП-практик - изучение базовой модели изменения круг обучения. Зная её, достаточно легко понять, какие этапы должны быть пройдены на пути к успеху. Но давайте по порядку.

НЛП. Круг обучения

Итак, на рисунке вы видите декартову систему координат с осями осознание и компетентность. Пересечение этих осей создаёт четыре сектора:

  1. Бессознательная некомпетентность.
  2. Сознательная некомпетентность.
  3. Сознательная компетентность.
  4. Бессознательная компетентность.

Это четыре состояния, в которых мы можем находиться по отношению к любому знанию или умению. Разберёмся подробнее.

  1. Бессознательная некомпетентность. Человек некомпетентен, и он не в курсе, что это так. Скажем, не знает, что вообще существует такая область знаний. Например, моя дочка в свои 3,5 года совершенно не умеет решать дифференциальные уравнения и даже не знает, что это такое. А большинство студентов курсов по НЛП ещё не владеют 6-шаговым рефреймингом. И тоже не печалятся по этому поводу. Возможно, и вы ещё 10 минут назад ничего не знали о существовании круга обучения. И соответственно, не умели им пользоваться.
  2. Сознательная некомпетентность. Я знаю, что не умею водить самолёт. Я осознаю, что не в достаточной степени натренирован в осознанности. Я знаю, что я ещё не знаю, как повысить посещаемость сайта до 1500 человек в день. И также молодые люди могут осознавать, что они ещё не асы в соблазнении, а девушки - что не умеют строить длительные отношения. Сознательная некомпетентность - это осознание границ своих сегодняшних возможностей. Иногда это повод для их расширения. Иногда - подсказка, что это дело лучше поручить профессионалу.
  3. Сознательная компетентность. Умение уже есть, но для хороших результатов всё ещё требуется всё сознательное внимание. Фактически, любое новое для нас дело требует предельной собранности. И это сфера сознательной компетентности. Я сознательно пробую новые приёмы в общении. Я собран, когда изучаю новый приём или новое движение. Я собираюсь каждый раз, когда усваиваю новую информацию. Она записывается в область сознательной компетентности.
  4. Бессознательная компетентность. То, что вы можете делать, не задумываясь. Идти, бежать, есть, выполнять рутинную работу, общаться по ритуалам, читать, разговаривать на родном языке, проверять почту... Всё то, что мы делаем настолько хорошо, что подчас и не помним, что когда-то этому учились. А ведь было время, когда у нас и взгляд-то сфокусировать не получалось. В первые дни жизни. А сейчас ничего - справляемся. Пока я пишу эту статью, большая часть процессов происходит автоматически. Пальцы сами бегают по клавишам, ум выдаёт текст, десятки раз рассказанный на тренингах, встроенные в детстве правила русского языка позволяют записывать его грамотно - бессознательная компетентность.

Со значением секторов разобрались. Пришло время разобраться, как мы учимся. Или, пользуясь языком модели круг обучения, как мы переходим из сектора в сектор. От первого состояния до четвёртого. Сознательному пути соответствуют три перехода: мотивация, изучение, практика. Бессознательному - четвёртый - внушение, т.е. прямой переход от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности.

Внушение навыка

Здесь от нас мало что зависит. Только выбор человека, у которого мы будем учиться. Если он не профессионал в обучении, мы неосознанно перетянем с него нужные навыки прямым копированием поведения. Так мы учились у родителей. Если он НЛП-тренер, навык будет нам внушён вне зависимости от наших сознательных усилий.

Практическая рекомендация здесь одна - старайтесь регулярно общаться только с теми людьми, на которых вы хотите стать похожими. И пресекайте общение с теми, чьей аурой боитесь заразиться.

Мотивация

Переход от бессознательной некомпетентности к сознательной. Её же частенько называют проблематизацией, ибо это осознание своего незнания и неумения. Это часто неприятно, а то и болезненно, но необходимо. Чтобы решить проблему, нужно признать её существование.

Сложно справиться со страхом, если его не осознаёшь. Трудно стать приятным собеседником тому, кто не замечает, когда он неприятен. Невозможно научиться водить машину, если ты уверен, что уже прекрасно её водишь.

Помнится, Сергей Лукьяненко в романе "Звёзды - холодные игрушки" привёл замечательный способ, как сделать так, чтобы слишком умные компьютеры не взбунтовались. Люди запрограммировали роботов на веру в то, что люди - это плод их воображения. И всё. У них пропала даже возможность возникновения желания изменить ситуацию.

Осознание своей некомпетености нередко возникает вследствие размышлений над причинами несправедливости в жизни. Почему, например, у одних много денег, а у других - мало? Почему к одним тянутся - других прогоняют? Почему одни становятся руководителями, а другие - подчинёнными? Эврика! Я чего-то не умею!

И если вам посчастливилось словить это озарение, чувство обиды на несправедливость сменяется стремлением узнать и овладеть. Включается поисковая активность. Если нет, вы пополняете ряды неудачников, рассказывающих, почему жизнь не удалась.

Изучение

Движение от сознательной некомпетентности к сознательной компетентности. Собственно, обучение. Вы наблюдаете за теми, кто получает те результаты, которые хотите получать вы. Вы изучаете их опыт. Вы вычленяете алгоритмы. Вы пробуете. Вы читаете книги. Вы ходите на курсы и тренинги. Вы делаете упражнения.

И постепенно начинаете получать свои первые результаты. Ещё не такие классные, но уже свои! И это очень ценно. Да, вы напрягаетесь больше нужного. Да, вы волнуетесь на пустом месте. Да, вам требуются все ваши силы. Но вы делаете! Сами! И у вас получается!!! Иногда.

На этом этапе важно продолжать попытки. На этом этапе важно быть внимательным к любой обратной связи. Здесь не нужно ждать от себя слишком многого. Напротив - полезно радоваться любому продвижению вперёд. Вспомните, как дети учатся ходить. Каждый новый шаг - праздник для всей семьи! И радость для ребёнка. А критиканов, не верящих в вас, лучше держать от себя подальше. Всегда.

Практика

Перевод умения в навык. Достигается регулярной практикой. При каждом удобном случае. Каждый раз, когда это возможно. Постоянно. С неизменным удовольствием от роста квалификации.

Меня учили английскому много лет, но знаю я его только в той степени, в какой практикуюсь. Когда мануалы читаю. Когда с программой англо-язычной разбираюсь. Когда в иностранной речи знакомые слова вылавливаю. Но говорить на этом языке я не умею: нет практики. Смысла нет.

А смысл практики - в получении реальной пользы от своего умения. Умение ходить позволяет добраться до варенья. Умение разговаривать приносит мне хороший доход. Умение правильно ставить цели ведёт к исполнению моих желаний.

Вы знаете, что если практиковаться достаточно часто, умение становится автоматическим, и нам уже не нужно тратить на него так много ресурсов. Напротив, наши действия становятся отточенными и элегантными. В результатах мы уверены. И мы можем даже заниматься попутно каким-то другим делом. Например, осваивать очередной навык. Но это уже следующий круг.

* * *

Есть два способа строить свою жизнь. Один - оставаться в зоне собственной компетентности и никогда не выходить за её пределы. Второй - постоянно её расширять.

Выбирая второй путь, мы регулярно оказываемся неумехами и новичками. Мы рискуем. Мы не правы. Мы смешны и беспомощны. Но именно в этот момент мы растём и обретаем могущество. А вечно правые имеют только правоту. И страх перед будущим.

Каким путём идти - вопрос выбора. Мне по душе путь развития. Вы - выбирайте сами.

Понравилось? Полезно? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Наверх

(с) Анвар Бакиров, Москва и Московская область.

При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна.