Тренинговый центр "Дуалы"
Источник красивых решений
Проект Анвара Бакирова |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
Стас Уколов Рефрейминг: техники россыпьюШестишаговый рефрейминг - одна из тех техник, которые производят неизгладимое впечатление на начинающих НЛПеров, однако по мере повышения их квалификации и знакомства с другими техниками, энтузиазм в значительной степени остывает, и "шестиногий" занимает почётное, но скромное место в их арсенале. Отчасти это оправдано. Какая бы ни была замечательная техника, это только одна из техник, а выбор (как гласит одна из базовых пресуппозиций) всегда лучше, нежели его отсутствие, хотя бы даже и в пользу такой замечательной вещи. Действительно, во многих случаях применение шестишагового рефрейминга похоже, скорее на стрельбу из пушек по воробьям. Узко специализированные техники (взмах, например) способны давать столь же мощные результаты, но гораздо быстрее и проще, правда без такой увлекательной штуки, как получение сигналов от подсознания. С другой стороны, последнее замечание, кроме того означает, что "6ш" (так я буду его в дальнейшем для краткости называть) действительно технически сложнее, чем большинство других. Общепризнанно, что он требует заметно более высокой квалификации оператора, чем техники, появившиеся в НЛП позднее. Вернее, хорошей сбалансированности всех (или почти всех) навыков НЛП-практика. Кроме того, он, судя по всему, "подогнан" все-таки под среднестатистического белого американца и вызывает порой сложности у "не НЛП-адаптированного" клиента. К другим недостаткам 6ш можно отнести его потенциальную "нудность" - при некоторых условиях, он способен приводить к постоянным "возвратам" с последнего шага (проверки экологии) и зацикливаниям, что надоедает . Сюда же отнесу иногда возникающие замечания, что в процессе 6ш легко могут создаваться новые части личности (даже не одна!), то есть производится расщепление (диссоциация) человека, а это, возможно, не так уж и хорошо (интегрирование, во всяком случае, гораздо лучше). Подытоживая, можно сказать, что 6ш, будучи одной из первых техник НЛП, сохранил свою первоначальную форму и имеет явную внешность "старого" (традиционного) кода НЛП, вместе с его некоторой неуклюжестью и тяжеловесностью. По-моему, было бы жалко оставлять его на полках истории, рядом со скелетами динозавров и самолётом братьев Райт. Итак, он нуждается в новой одежде - яркой, броской, элегантной. Именно об этом и будет рассказано ниже. Следует только предупредить, что всё нижеследующее не является личной наработкой автора, а представляет собой, скорее, сумму достижений НЛПеров разных регионов России, творчески преломлённую, разумеется, через личный опыт вашего покорного слуги. Ну, блин, Мичурин даёт!.. И первая идея (или группа идей) основана на некоторой общности 6ш с рядом других техник, упомянутыми в "Рефрейминге", - договором частей, созданием новой части и визуальным сдавливанием. Все эти техники, вообще-то, всецело относятся к "традиционному" коду НЛП, и им присущи (в разной степени) одни и те же - упомянутые выше - недостатки. Так вот, в процессе использования этих техник в реальной практике обнаружилось, что каждая из них, разумеется, не цельная, а состоит из отдельных элементов: установление контакта с частью, выяснение намерения части, ассоциация с ней или диссоциация от неё, получение доступа к её ресурсам, передача её ресурсов другой части (в другой контекст) и т.п. (любопытно, что техники, в основе которых лежит идея о том, что человек состоит из частей, сами оказались "разборными") И возникает естественная мысль: взять все эти кубики от разных техник, побросать в один большой мешок, хорошенечко встряхнуть, а затем доставать по одному на свет божий, и, тщательно подумав, ставить на новое место. Вот так, вероятно, и родился вариант общей техники работы с частями личности, который я в шутку назвал как-то "Урало-сибирский рефрейминг". Отличается он от каждой их упомянутых техник тем, что он не пошаговый - здесь нет чёткой последовательности действий, а очередной "кубик" выбирается по результатам применения предыдущего. Доступ к части Более конкретно: в большинстве случаев первым шагом всё равно является "вызов" части и установление контакта с нею. Как показывает опыт, даже если мы планируем в дальнейшем проводить 6ш, этот шаг ("кубик" доступа к части) гораздо лучше выполняется так, как это делается в визуальном сдавливании: "Пусть часть, ответственная за X выйдет в виде какого-либо образа на твою руку...", или так: "Если бы часть, ответственная за X, расположилась на руке, то как бы она выглядела? Какое бы ощущение было в руке? Какие бы звуки она производила?" При этом возможен и смешанный вариант: "попроси часть, вызывающую X послать тебе какой-то сигнал... Что это?" - "Давление в низу шеи" - "Выпусти это давление на ладонь руки... Что ты видишь там?" Или вариант, "слизанный" из холодинамики (с элементами субмодальностей): "Почувствуй в себе ощущения, связанные с X... Где они находятся в теле? Какого размера? Тёплые или холодные?.. <и так далее>... А теперь мысленно отступи назад, оставив их на месте и посмотри на них со стороны... На что это похоже?" Во многих случаях образ части представляет собой человечка, но вовсе необязательно. Часты также разнообразнейшие животные - реальные и фантастические, разнообразнейшие предметы а также различные пятна как определённой, так и расплывчатой формы (облако, туман, чёрная дыра...) Общение с частью Как, наверное, понятно из предыдущих примеров желательным в большинстве случаев является перевод части в визуальную систему и диссоциация от неё. Я думаю, это нужно для убыстрения и облегчения работы и для того, чтобы в дальнейшем в работу естественно включились творческие ресурсы (а в нашей культуре они, судя по всему, преимущественно связаны с визуальной модальностью). Но в любом случае после выделения части нужно с нею пообщаться. Здесь, как в классическом варианте, можно попробовать установить сигналы Да/Нет (например, часть может кивать или качать головой), но в большинстве случаев удаётся установить более содержательный диалог. Иногда часть способна прямо (голосом) отвечать на вопросы, но даже если нет, она как правило, способна общаться невербально - жестами, мимикой, какими-либо действиями, позой, поворачиваясь или отворачиваясь, приближаясь или удаляясь. Задача интерпретации поведения в этом случае может быть немного сложнее, чем работа с двоичным сигналом, но обычно не представляет труда: "А как ты думаешь, то, что он поднимает руки ладонями вверх, что это может означать? Как тебе кажется? Скажи первое, что приходит в голову" - "Ну, это, наверное, Y..." - "Спроси у него, это и правда Y?" - "Да, он подтверждает". Общение в режиме Да/Нет, вероятно, естественно для людей с техническим складом ума, но в среднем ведение развёрнутого диалога с частью воспринимается даже "неадаптированным" клиентом более легко и проходит гораздо быстрее (часть иногда может так разговориться, что её не остановишь!). В том случае, если клиент проявляет опасения: "А это не шизофрения?" это можно спокойно рефреймировать в шутку или игру. В этом же "кубике" хорошо иногда применить идею из последнего шага 6ш: наладив контакт с частью, спросите её: "А ты действительно та/тот, кто мне может помочь/с кем нужно общаться?". Оказывается, что даже на первом шаге иногда "выходит" не проблемная часть, а, например, более общительная, или более ответственная (если такое происходит в стандартном 6ш, это как правило не распознаётся, процесс доводится до конца и возникают массированные возвраты по экологии, или ничего просто не срабатывает). В этом случае лучше поблагодарить часть, вернуть её назад (см. далее) и повторить "кубик" доступа. Выяснение намерения Важнейшим элементом любой из техник, "скрещиваемых" в данной статье является поднятие логического уровня - выяснение "истинного", позитивного намерения, стоящего за поведением (хотя начинающие иногда об этом забывают). И тут даже в традиционных вариантах есть выбор. Можно, например, прямо спросить у части и получить ответ, который звучит в виде слов или пишется в поле мысленного взора. Это работает, к сожалению, недостаточно часто, но всё же бывает. Можно получить от части условный знак этого намерения и догадаться, что он значит. Или без всякого знака догадаться. В любом случае необходимо проверить правильность догадки, задавая вопросы, требующие ответа "Да/Нет" и калибруя реакцию части. Можно "впустить" часть внутрь себя. По крайней мере так делалось в том варианте визуального сдавливания, которому учили меня на курсе НЛП-практик. Часть, предварительно выпущенная на руку, ненадолго впускается внутрь (рука подносится к груди) и пользуется телом, глазами и голосом владельца, чтобы высказать своё мнение. После выяснения, она выпускается обратно на руку. Если часть была визуально диссоциирована при доступе (особенно выпущена на руку), она может сообщить о своём намерении (или вообще выразить своё мнение) мимикой и пантомимой, голосом, движением, танцем. Фактически, это упомянутый выше условный знак, так что здесь тоже уместна догадка с последующей проверкой, только при этом, как правило, и догадаться и проверить оказывается заметно проще. Наконец, ещё одна идея была подсказана Татьяной Мужицкой. Впрочем, оценить её (идею ) я смог, только познакомившись с некоторыми идеями Симорона. Можно войти во вторую позицию части. Это похоже на "впускание части" внутрь себя, но отличается тем, что я целиком становлюсь этой частью, а моя личность (или даже моё тело) целиком оказывается больше меня, так что я могу понять, а что же я делаю для этого большого, частью которого я являюсь. При этом, по замечанию Татьяны, может быть полезным "сыграть" эту часть, повторить её движения, характерные поступки, тон голоса (впрочем это и есть вторая позиция). Такое изменение перспективы действительно способно кардинально менять подход к ситуации даже само по себе. Творческий процесс Традиционным подходом предусматривается вызов ещё одной - "творческой" части и поручение ей задания придумывать новые варианты достижения позитивного намерения. С одной стороны это может означать дополнительное "расщепление" личности, а с другой - не является обязательным. Один из вариантов состоит в том, чтобы попросить самого человека придумывать метафоры изменения (ведь и сама часть - тоже метафора). Например так: "А что это Человечек всё время сидит. Как, по твоему, он может себя ещё вести?" - "Ну, он может встать и походить... Или даже побегать... А ещё ему хорошо научиться танцевать... и петь!" Опять же при визуальном доступе к образу можно просто дать клиенту (или себе) время посмотреть на часть, задавшись вопросом "А что здесь можно изменить". Образ имеет тенденцию к оживанию и мощному изменению своего поведения (особенно, если умело вплетать пресуппозиции этого). Вместо творческой части может использоваться "Совет" или "Консилиум" других частей, занимающихся обсуждением или мозговым штурмом (в том числе и по стратегии Уолта Диснея!). Наконец, даже работа "творческой" части может быть обставлена разными метафорами. Например, она может показывать кино проблемной части или даже проблемной части и сознанию клиента. Внесение изменений в части и систему В любом случае, даже если мы воспользовались советами "творческой" части, есть смысл не откладывать некоторые изменения на потом, а сделать их тут же. Самое простое - это просто обратить внимание, как изменился внешний вид или поведение части или частей. При этом совсем необязательно пускать процесс на самотёк, а можно целенаправленно менять субмодальности образа части. Например, в одном из вариантов визуального сдавливания, одна часть заявила, что она могла бы лучше общаться с другой, если бы та была поменьше. В том случае оператор просто попросил клиента "сжать" вторую часть (предварительно выяснив, что та согласна). Несложно догадаться, что здесь также хорошо работает изменение цвета, веса (давления на руку), характера движений. Кстати, если мы уж выделили часть и наделили её формой (а зачастую это вообще образ какого-то человечка), то можно провести с этим человеком (объектом) любую технику НЛП, например коллапс якорей или взмах, или даже изменение убеждений. Вероятно, эта возможность всё таки из разряда экзотических, но иногда... Возвращаясь к теме статьи, замечу, что традиционный процесс визуального сдавливания также можно отнести к кубику "изменение системы частей". Подробно описывать его здесь не буду, он хорошо работает в классическом варианте. Другой вариант изменений - организация совместной работы частей, когда две (или более) из них, не сливаясь, садятся, например, за стол переговоров (техника разрешения конфликта частей) или совместно трудятся над общим делом, или веселятся, или наоборот расходятся подальше... Интеграция частей и обратная интеграция Что очень часто забывают, так это по окончании работы вернуть "расщепление личности" по крайней в первоначальное состояние. Даже если мы не интегрировали разные части, но получали к ним доступ, имеет смысл вернуть их по одной в "океан" личности. Если мы "выпускали" их на руку, то можно "втолкнуть" их внутрь тела. При этом, если интеграция разных частей не нужна, их можно вталкивать в разные части тела. Всё вместе и вперемешку Ну и самое главное в том, что мы разбили техники на "кубики" является увеличение свободы в комбинировании. Фактически, у нас не осталось отдельных техник, а образовалось целое их поле, причём со встроенным внутрь сбором информации. Так, сделав с какой-нибудь частью стандартный 6ш, мы можем на этапе экологической проверки обнаружить возражающую часть, и, выясняя её намерения, не возвращаться на предыдущий шаг 6ш, а естественно перейти к визуальному сдавливанию двух имеющихся частей. Или наоборот, проводя визуальное сдавливание, выяснить, что части не намерены интегрироваться, и провести просто переговоры между ними. Или даже семинар по обмену опытом (передача ресурсов без интеграции частей). Или, если клиент не способен получить доступа к творческой части, можно собрать несколько маленьких творческих частей и сдавить их в одну, а затем вернуться к 6ш. Кстати, ничто не ограничивает нас условием работать только с одной или двумя частями одновременно. Вполне возможно выпустить одну часть на левую руку, другую - на правую и посадить ещё две-три части на колени. Или организовать кинотеатр, где сотня заинтересованных частей смотрят фильм, создаваемый творческой частью. Возможностей здесь столько, и они таковы, что их легче придумать и сделать, чем описывать... Метафора: Дирижёр Вторая идея усовершенствования 6ш основана на идее Андрея Мартынова. Правда, мне удалось ее усовершенствовать, и в таком виде, как мне кажется, она работает ещё быстрее и проще. Целью её является устроить всё так, чтобы экология соблюдалась автоматически. При этом сам процесс должен проходить легче и быстрее, и кроме того, практически отпадает необходимость в шестом шаге, что тоже делает процесс более лёгким и быстрым. Основополагающая идея - проверять экологию прямо в процессе выработки новых решений, так чтобы новое поведение добавлялось в список только после того, когда все заинтересованные части соглашаются с ним. В идеологии 6ш для этого следует завести часть-координатор, которая возьмёт на себя ответственность за коммуникацию всех частей, исходной и творческой части, сбор их реакции и обмен этой информацией. Эта идея, безусловно, сильно смахивает на легендарное "Подсознательное моделирование" Александра Любимова. Разница здесь в том, что в данном случае часть не назначается Терапевтом, она - только Коммуникатор, выбираемый на момент проведения техники. Кроме всего, это означает, что клиент и оператор (в случае, когда он имеется) имеют больше контроля над ходом работы, поскольку Координатор также постоянно общается и с ними через сознание и выполняет их команды. Усовершенствование, которое, родилось у меня, заключается в том, что этот Координатор вызывается до всех остальных шагов 6ш. При этом для общения с ним естественно применить описанный выше приём (хотя и не обязательно; можно пользоваться и традиционной технологией). При этом Координатор остаётся единственной частью, с которой происходит общение в сознании клиента, а со всеми остальными частями (проблемной частью, творческой частью, частями, вовлечёнными в экологию) он общается самостоятельно. Поскольку он - именно тот, кто умеет общаться с частями, то это происходит проще. Кратко опишу шаги полученной техники 1. Вызов Координатора: - Есть ли внутри меня часть, которая умеет и любит общаться с другими частями моей личности? Можешь ли ты выйти мне на руку? 2. Поиск "проблемной" части? - Можешь ли ты найти ту часть, которая ответственна за X? Удаётся ли тебе установить с ней контакт? 3. Поиск позитивного намерения - Спроси у части X, чего она на самом деле хочет, когда делает X? Каково её истинное позитивное намерение? Запомни его. 4. Генерация новых вариантов поведения - Можешь ли ты мобилизовать все внутренние резервы для того, чтобы найти другие способы достичь той же цели? Тогда начни собирать новые способы для этого, и тут же сообщай их всем, кого это может касаться, собирай их отклики, и сделай так, чтобы они учитывались в дальнейшем. Те варианты, которые подойдут всем частям и мне в целом, я прошу тебя запоминать. Когда накопится три (пять...) новых вариантов, дай мне знать. Ты понимаешь то, о чём я тебя прошу? Ты можешь это сделать? Тогда начинай. 5. "Встраивание" новых вариантов - Кто, по твоему мнению, способен выполнять выработанные варианты поведения? Спроси его (их), согласны ли они попробовать эти новые варианты поведения в реальной жизни? 6. Экологическая проверка - Есть ли у кого-нибудь возражения или замечания по поводу проделанной работы? В заключение несколько замечаний: Дополнительной приятной особенностью такого варианта является то, что с одной стороны, не приходится тратить время и усилия на сознательный доступ к разным частям, а с другой стороны, это же означает, что мы вносим гораздо меньше потенциальной "дезинтеграции" в личность, и поэтому можем сэкономить на "сборе мусора" в конце техники, то есть не заниматься полной интеграцией, а "впускать" обратно приходится только одну часть. Первый раз, когда я делал этот вариант, образ, который возник у меня, был Дирижёр. Во фраке, с дирижёрской палочкой, за пюпитром, во главе оркестра. Поэтому я называю этот вариант "Дирижёр". Интересно, что сама идея "вызвать" Координатора до всех других частей была вызвана тем, что (ввиду позднего времени) мне хотелось проделать всю работу максимально быстро, и я подумал, что так получится проще всего. В качестве вознаграждения я получил интереснейшие полимодальные галлюцинации (надеюсь, читатели этих строк не боятся этого слова). Сначала Дирижёр общался со мной, постукивая палочкой по пюпитру, а потом научился отвечать, управляя оркестром, так что процесс генерации новых решений звучал как целый концерт - пиршество музыки. Обратите внимание, что в предложенном выше варианте поведения не упоминается "творческая часть". Это согласуется с моим личным стремлением не выделять части без необходимости даже косвенно. Но это не является обязательным, поскольку Координатор, вероятно, может также легко пообщаться и с ней. Последний шаг (проверка экологии с прямым поиском всех заинтересованных частей) в общем-то избыточен. При правильном исполнении техники экология соблюдается автоматически. В одном случае этот шаг даже вызвал реакцию Координатора ("Мне не доверяют"), так что пришлось делать ещё и рефрейминг смысла. Заключение Метаморфозы, произошедшие с 6ш, кроме их непосредственной практической пользы, наводят еще на несколько мыслей. Во-первых, это еще одно подтверждение Базовой Пресуппозиции - когда мы добавляем выбор внутрь самой лучшей техники, она становится лучше. Наверное, то же самое происходит, когда мы добавляем выбор внутрь самого НЛП (что это значит для того, кто читает эти строки?), ну, и, разумеется, внутрь Вселенной. Во-вторых, это, возможно, намёк на то, что следует "покрутить" и другие техники, а может, и их можно сделать более простыми, элегантными, быстрыми, и за счёт этого - более мощными. Другими словами, опыт полученный НЛПерами за последние десятилетия может быть применим и к техникам НЛП. А это в свою очередь означает, что техники - как люди, живут своей собственной жизнью, а значит к ним применимы модель T.O.T.E., логические уровни, стратегии изменения убеждений... Мне это кажется не столь уж заезженным поворотом трёхпозиционного описания. Тема эта представляется в данный момент неохватной, но здесь могут быть зарыты удивительные клады... Ну и наконец, один из путей модернизации техник здесь обозначен явно - вслед за коллапсом якорей, пришла пора говорить о "коллапсе техник" (хотя правильнее, наверное, говорить об "интеграции техник"). Общеизвестно, что многие НЛПеры делают это "ad hoc" (придумывая конкретную технику для конкретного клиента), однако, вероятно, обмен таким опытом был бы очень полезен. Понравилось? Полезно? Поделитесь ссылкой с друзьями! |
(с) Анвар Бакиров, Москва и Московская область. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна. |