[gagin.tv]
Тимур Гагин,
Станислав Уколов
Чем платить за миллион,
или
Конвертируемость ресурсовДостижение собственных целей тесно связано с ресурсами: их наличием, доступностью и возможностью использования. Часто под «ресурсами» мы понимаем деньги и прочие материальные ценности. Да, это ресурсы. Но только ли это?
Вопрос не случайный: множество людей склонны отказываться от своих целей по принципу: «у меня для этого нет того, что нужно».
Ресурсы для достижения желаемых результатов можно условно распределить на пять сфер:
- люди (связи, блат, знакомства, родство, друзья, сотрудники, словом все те, с кем мы так или иначе в раппорте, и от которых зависит результат);
- материальные ценности (включая деньги);
- информация;
- собственные способности (здоровье, профессия, хобби, навыки, умения, таланты и способности);
- время.
К примеру, для достижения цели нам могут быть необходимы контакты, связи и просто помощь людей вообще или вполне конкретных.
Ребенка в вуз устроить, на работе слово замолвить, симпатию начальника, чтобы в отпуск отпустил или на обучение профессиональное определил и т.д.
Материальные ценности пригождаются, если для достижения цели нужно что-то приобрести, за что-то заплатить или что-то конкретное потратить.
Ну, стройматериалы там, чтобы парник новый на даче возвести, для принтера расходные материалы (или сам принтер), чтобы письмо с просьбой своей красиво оформить… деньги, наконец, чтобы жене для настроения платье новое приобрести или ребенку — леденец.
Информация часто оказывается едва ли не основным или, по крайней мере, первым необходимым ресурсом.
Где тот вуз и чему там учат, перед кем на работе нужно замолвить слово, что вызывает симпатию начальника, где можно получить нужную для повышения квалификацию, как и где раздобыть чертежи парника, как правильно оформить письмо и какие материалы нужны именно к этому принтеру, что еще может улучшить настроение жене и так далее.
Собственные способности (их наличие) зачастую критичны для достижения целей не меньше, а может, и больше, чем все вышеописанное.
Собственные способности знакомиться и поддерживать контакты с людьми, зарабатывать деньги, добывать нужные материалы, искать и использовать информацию, бегать на лыжах, нравиться женщинам (мужчинам), получать от жизни удовольствие, обучаться и стоять на своем — все это может быть, а может и отсутствовать в нашем багаже наличных ресурсов.
Наконец, время — наиболее очевидный ресурс. Нехватка времени, цейтнот, может свести на нет все усилия человека и обесценить практически любые ресурсы.
Ну, сами понимаете, время — …
Мысль о необходимости ресурсов для достижения целей не оригинальна: за все надо платить. А что делать, если платить — нечем? Отказываться от цели?
Самый частый случай: «Нет денег».
Их либо нет, либо не хватает…
То есть, если деньги есть, а хочется новый банный, к примеру, халат, то все очевидно: ты платишь деньги, получаешь — халат. (Особенно если знаешь где, обладаешь вкусом, и есть, кого за покупкой отправить). А если денег нет?
Для кого халат — это несерьезно, примерьте ситуацию к новому автомобилю или пакету акций металлургического завода.
Итак, денег — нет. Для многих не слишком склонных утруждать себя людей (для нас с вами?) здесь все и заканчивается. Нет — так нет.
На «нет» и суда нет.
А вот если бы были — тогда другое дело, тогда цели были бы достигнуты, и мир был бы прекрасен. Но — нет. Что тут поделать?
А, кстати, что?
В этой и подобных ситуациях полезно вспомнить идею о конвертируемости ресурсов . Одни ресурсы могут быть преобразованы в другие.
Рынок, одним словом.
Мы можем обменивать (разменивать?) контакты и связи на информацию, информацию на деньги, деньги на время, время и деньги на способности, способности и контакты на деньги и информацию и так далее.
Конвертируемость может быть прямой и опосредованной. (То есть в один или в несколько шагов).
Наиболее простой способ перевести один ресурс в другой — это одношаговая (и одноразовая) покупка. Я прошу у друга одолжить денег или найти для меня информацию — обмениваю контакт с человеком (не полностью, конечно же) на конкретную услугу — помощь. Я покупаю информацию (прохожу, например обучение или приобретаю книгу) — обмениваю деньги на знания. Я нанимаю человека для выполнения рутинной работы — получаю за деньги время.
Так или иначе я могу обменять:
- Людей (отношения, контакты, связи) — на время, деньги, информацию, способности (обучение).
- Деньги и ценности — на людей (отношения и т.д.), время, информацию и способности.
- Информацию — на отношения, время (если знаю, как скорее и проще), деньги и способности.
- Способности (и прочие личные усилия) — на всё вышеперечисленное.
- Время — на отношения (потрачу время на установления контактов), деньги (сижу на работе), информацию (поиск), способности (учусь).
- ...
Прямая конвертация хороша, если в наличии есть необходимый для прямого обмена ресурс. Если же нужен навык публичного, к примеру, выступления, и его можно купить (тренинговый семинар, к примеру, или стажировка), а денег — тоже нет, как и навыка, что делать тогда?
Предлагаем вам пошаговую схему конвертации ресурсов:
- Произвести инвентаризацию ресурсов (хотя бы однажды это нужно сделать капитально и подробно, а потом список — пополнять).
- Определить критический (есть, но мало) ресурс, достаточный ресурс и обильный (годный для обмена-продажи) ресурс.
- Выделить возможные цепочки последовательного обмена ресурсов.
- Определить наиболее эффективный и недорогой (простой и качественный) способ в соответствии с принципом достаточности. То есть мы не хватаемся за первую попавшуюся цепочку: нам интересен выбор.
- Произвести пошаговую конвертацию.
- Получить необходимый ресурс.
- Достичь цели.
- Проанализировать состояние ресурсов по итогам операции.
Так, при отсутствии денег для покупки нужного нам навыка, мы:
- Выявляем близлежащие к деньгам связи («пара моих знакомых недавно получила интересные результаты в своих исследованиях»), анализируем доступную информацию («я знаю, как сделать из этих результатов прикладной, интересный практикам материал»), определяем время, которое можем затратить («уйдет два дня, если посидеть затемно»), отмечаем годные к продаже свои способности и навыки, которые уже есть («неплохо умею продавать то, что у меня есть»).
- Определяем, что критическим ресурсом является время («до семинара осталась неделя, надо успеть»), есть кое-какие контакты («знаю тех, кто это купит»), достаточно навыков и очень много полезной информации.
- Выясняем, что можно за деньги продать информацию. Информацию можно дополнительно получить за счет контактов и связей. Или за деньги оказать услуги по обучению людей тому навыку, которым мы уже владеем. Или взять в долг у нескольких людей или ссуду через свои контакты.
- Определяем, что наименьшее количество критичного для нас времени тратится в варианте продажи информации.
- Получаем информацию у друзей (контакты), обрабатываем и продаем (используя соответствующие навыки) ее интересующимся (контакты).
- Получаем деньги. Обмениваем деньги на обучение нужному навыку. (То есть отправляемся на семинар и работаем там на полную катушку, помня, что все это нам недешево досталось).
- Получаем навык. Ярко и убедительно выступаем публично. Что и требовалось.
- Навык выступлений, информация, сделанная на продажу — это вновь полученные ресурсы. Новые связи (в результате купли-продажи) — тоже ресурс. А вот друзья оказали услугу, и их желательно поблагодарить качественно: будут ведь и другие просьбы.
- В качестве упражнения мы предлагаем вам расписать таким же образом, как вы достигнете того, что сейчас вам кажется затруднительным: «нет денег, времени, связей, знаний или навыка». Если, разумеется, вы этого достичь хотите — настолько, чтобы так напрягаться.
Идея о конвертируемости ресурсов позволяет наилучшим образом понять одну из фундаментальных идей НЛП: нет недостижимых целей и недоступных ресурсов.
Правда, могут быть цели такие, которые мы в нынешних обстоятельствах пока не хотим себе позволить.
Если опираться на одну интересную идею о том, что на «или» в вопросе правильный ответ содержит «и» (не «то или другое», а «и то, и другое»), то идея конвертации ресурсов становится еще интереснее.
Тут нам могут возразить, мол за все надо платить. Не бывает абсолютного «и», поскольку за это «и» надо заплатить чем-то еще. И снова получается «или».
Так? Не совсем. Если «за все надо платить», то кто сказал, что за все надо платить дорого? Дорого — понятие относительно. Что мне дорого, тебе дешево. И наоборот.
Тебе портной нужен позарез, а мне мало чего стоит тебе эту информацию дать. Зато ты знаешь, где можно заказать то, что просто необходимо мне.
Если находить такие пары «мне дешево — тебе дорого, мне дорого — тебе дешево» и взаимно обменивать свое дешевое на его дорогое (для нас дорогое, а для него как раз дешевое: ему-то дорого наше дешевое), мы органично приходим к принципу «выиграл-выиграл» не как к простому благому пожеланию, а как весьма к выгодному и здравомыслящему подходу. Надо только найти те самые ресурсы и тех самых людей, у которых нехватка как раз в том, чего у нас в избытке. Может быть неочевидной и долгой (во времени и усилиях) цепь взаимного превращения (конвертации) ресурсов. Но в любом случае, пока мы живы, у нас есть время и силы. И опыт.
И цель.
Остальное — дело техники.
Понравилось? Полезно? Поделитесь ссылкой с друзьями!
|