|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
Алексей Каптерев Как работают игры Нового кодаИгры Нового кода являются адаптацией оригинальной техники, разработанной Роджером Таббом (Roger Tabb) под названием «тренировка сенсорного восприятия» (perceptual sensory training или PST). По свидетельству Джона Гриндера, он провел около 20 часов с Роджером и его женой Сандрой, которые обучили его по шагам своей технологии. Несмотря на многочисленные достоинства, технология оказалась довольно громоздкой, и поэтому Джон вынужден был переработать ее в более простые игры, сохранив важные принципы. Руководствуясь этими принципами, любой желающий может разработать свои собственные процессы. Вот они: 1. Задействованы оба полушария – как правило, это достигается через движения левой и правой стороны тела. Однако, того же эффекта можно достичь и по-другому, например, через одновременное пение и счет. 2. Параллельный процессинг – два или больше действия должны выполняться одновременно, создавая параллельную нагрузку на мозг. Это условие является основной причиной, по которой все эти игры выглядят так странно (если не сказать «по-идиотски»). Мы в Лаборатории пробовали делать игры, которые не выглядели бы странно. Не работают. 3. Все модальности (на вход и на выход) – это значит, что в игре мы стараемся задействовать визуальную, аудиальну и кинестетическую системы, а также логику. Причем не только на вход, но и на выход. В «Алфавите», например, мы видим буквы (визуальный вход), понимаем их (логика), говорим их вслух (аудиальный выход) и поднимаем руки и ноги (кинестетический выход). Сущуствуют игры (например, «Москва-Амстердам») где задействуется визуальный выход – визуализация. 4. Минимальное мышечное напряжение – игра должна быть такова, что в нее можно играть 15-20 минут, не уставая. Чем сильнее вы расслабитесь в процессе игры, сохраняя высокий тонус – тем лучше. 5. Масштабируемость – возможность делать игру проще или сложнее в зависимости от индивидуальных особенностей игрока. Основной способ управлять сложностью в «Алфавите» – скорость. 6. Ритм – в игре должен присутствовать ритмический элемент. Ритм – это транс. ИсследованиеСовместно с Мариной Королевой, кандидатом мединских и психологических наук, мы в течение нескольких месяцев изучали то влияние, которое оказывают игры Нового кода. Результаты опубликованы на сайте newcode.ru. Это объемный документ с подробным описанием методологии, котрый я полностью приводить не буду. Расскажу лишь об одном эксперименте. Существует методика измерения энергообмена мозга. Наш мозг состоит из нервных клеток и клеток глии (вспомогательные клетки, которые сами нервных импульсов не передают, но обеспечивают нормальную жизнедеятельность нервных клеток). Для нормальной жизни нервных клеток и глии необходимо питание. В основном это глюкоза мозговой крови. Чем активней работает мозг, тем активней его метаболизм, тем больше он потребляет глюкозы. Именно уровень активности мозга и отражает уровень постоянного потенциала (УПП), который мы измеряли. Средний уровень энергообмена мозга и его распределение по разным областям мозга зависит от разных факторов: возраста, нервно-психического напряжения. Несколько различается распределение активности метаболизма у правшей и левшей. У правшей несколько выше в левом полушарии, у левшей в правом. В чем-то этот метод дает результаты, сходные с позитронно-эмиссионной томографией, но менее детально, быстрее, грубее. Аппаратура тоже проще и дешевле: она состоит из электродов, прикрепляемых к головек испытуемого, специального прибора, соединяемого с компьютером и программного обеспечения. На рисунке дано изображение типичного энергообмена. Это вид сверху. По бокам уши, впереди нос… видите, да? Справа — калибровка в миливольтах. Чем более красный цвет — тем выше энергообмен. Как мы видим, здесь у нас активность в левом полушарии выше — для правши это нормально. Одна из теорий стресса говорит, что очень часто причина стресса — “застревание” в каком-то способе мышления. Мы думаем, думаем, думаем… а думать не нужно, нужно просто почувствовать…. Или наоборот чувствуем так, что нас колотит от эмоций — а нужно просто сесть и спокойно подумать…. Посмотрите, что происходит при игре в “Алфавит”. Посмотрите, что происходит в процессе игры. Для начала, резко выравнивается энергообмен между полушариями. Это происходит из-за того, что в “Алфавите” мы совершаем симметричные движения руками и ногами, равномерно нагружая оба полушария. У нас задействованы почти все системы головного мозга:
Фактически, незадействованными остаются только осязание и чувство вкуса (как быть с ними мы еще не придумали) Все это создает очень равномерную и безопасную нагрузку на мозг, приводя его в состояние, которое в НЛП называют высокопродуктивным. Все эти физиологические изменения дают возможность изменения психологического состояния. Игры Нового кода позволяют человеку на короткое время стать другим, изменить свое восприятие реальности. Мы поставили еще ряд экспериментов – в частности, пытались оценить изменения психологического состояния на популярных тестах: цветовом тесте Люшера и психогеометрическом тесте. У подавляющего большинства участников мы наблюдали изменение предпочитаемого цвета на тесте Люшера и ведущей фигуры – на психогеометрическом тесте. Субъективные отчеты участников показывают, что это состояние является более приятным, по сравнению с обычным, средним состоянием, в нем человек чувствует себя более уверенно и энергично. Человек действительно на короткое время получает шанс увидеть мир в другом свете, услышать и почувствовать по-другому, а также по-иному осознать себя в этом мире. Через некоторое время восприятие возвращается обратно, однако изменения, созданные в таком состоянии, остаются надолго. Понравилось? Полезно? Поделитесь ссылкой с друзьями! |
(с) Анвар Бакиров, Москва и Московская область. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна. |