Практическая психология
 
Сайт Анвара Бакирова

Статьи, тренинги, консультации
Сайт Анвара Бакирова - автора книг по практической психологии. Статьи по НЛП, гипнозу, личному развитию

Тренинг "Мини-сатори" состоится

30 ноября - 1 декабря 2024 года

Главная

Услуги

Статьи

Соцсети

duals.ru

Тренинги

Гипноз

ВКонтакте

 

Консультация

Развитие

Telegram

 

Еженедельные встречи

НЛП

YouTube

Анвар Бакиров

Разговорный гипноз в работе тренера

Тренер – это специалист по обучению навыкам. С детства нам знакомы тренеры спортивные. К ним же относятся, например, учителя танцев. Да и школьные учителя – тоже. В отличие от ВУЗовских преподавателей, кстати. В последние годы набирают известность институты бизнес-тренерства и тренеров личностного роста.

Задача тренера – сделать так, чтобы человек умел. Этим тренер отличается от лекторов, консультантов, проповедников и гуру: тренер передаёт технологию. Не рассказывает о ней – встраивает в ум, помогает сформировать навык. Соответственно, чтобы быть хорошим тренером, надо

  1. Иметь работоспособную пошаговую технологию.
  2. Уметь создавать условия, в которых люди научатся ей с максимальной эффективностью.

Первый пункт, кстати, отличает тренеров от психотерапевтов. Терапевт не имеет готового решения – он способствует поиску решения уникального. Тренер же обязан иметь ноу-хау. Подробную карту маршрута из пункта А в пункт Б. Ему платят за то, что он знает ответ и способен ему научить.

Собственно, основная деятельность тренера вне тренингового зала – поиск, опробация и совершенствование технологий, которые он будет передавать своим клиентам.

Что касается второго пункта, то именно здесь разговорный гипноз особенно хорош. Перепрограммирование ума – наша епархия. Потому что именно в разговорном гипнозе подробнейшим образом проработана тема обхода или снятия сопротивления новому. Без чего никогда не обходится попытка научить чему-то взрослого. Если, конечно, не пользоваться гипнотическим подходом.

Чему учит тренер?

Из чего состоит любой навык? На наблюдаемом уровне – из некоторого количества связок «в ситуации Х делай У», выполняемых последовательно или одновременно. Например, видишь грязь на своих туфлях – достаёшь из кармана губочку и протираешь. Простой навык поддержания обуви в чистоте.

Соответственно, тренер должен научить

  1. Распознавать ситуацию Х.
  2. Правильно делать У.
  3. Делать У каждый раз, когда возникает Х.

В примере с чистой обувью важно отличать ситуацию «туфли грязные» от «пока сойдёт», чтобы не счищать каждую лишнюю молекулу, до «уже пора», дабы не носить на себе по полкило чернозёма. Кроме того, в граничные условия войдёт безопасность обстановки: чистить обувь посреди оживлённой улицы или прущей толпы было бы опасно.

Второй пункт тоже нередко составной: там есть свои многочисленные Х и У. Которые, кстати, могут подключаться одновременно. Тому же тренеру надо одновременно поддерживать раппорт с аудиторией, отслеживать прогресс множества учеников, говорить интересно и ясно и при этом – внушать. И это только беглым взглядом!

Что касается третьего пункта, то тренер может работать в двух режимах:

  • регулярные тренировки
  • или разовый тренинг.

В случае регулярных тренировок всё просто: «Повторенье – мать ученья!» Если ученик выполнит правильную последовательность наблюдений и действий достаточное количество раз, он просто не сможет потом сделать неправильно. Колея – штука надёжная.

А что делать, если у вас на всё про всё 2-дневный (или около того) тренинг? В этом случае наблюдаемым уровнем обойтись не удастся – надо внушать убеждения.

  • Чтобы человек хотел замечать Х и не ленился совершенствовать это умение.
  • Чтобы человек практиковался в применении У, и делал это всё лучше и лучше.
  • Чтобы связка «если Х, то У» стала частью его натуры, и он всегда мог ответить себе и другим, почему именно так поступать «мудро и дальновидно».

Внушение убеждений – основной конёк разговорного гипноза. Научитесь внушать: без этого вы не сможете учить людей быстро, и вам придётся нянчиться с учениками дольше необходимого.

Как работает тренер?

Совершенно очевидно, что для работы тренера необходим раппорт. Говоря по-русски, ученики должны признавать вас в роли тренера. Иначе вы для них не тренер, а они для вас – не ученики. Рекомендую изучить, как минимум, две статьи на эту тему:

ОК, допустим, статьи вы изучили – раппорт выстраивать научились. Что дальше? Дальше начинается работа, за которую вам, собственно, заплатили.

Должен ли тренер уметь?

Можно сколько угодно рассказывать о «венерологах, которые не обязаны переболеть сифилисом», но уметь делать то, чему учишь, надо. Исключение – тренеры команд. Там обходимся умением качественно играть роль любого её члена. Ну не верю я в профессиональный успех тренера по плаванию человека, который боится воды! Несколько человек у него, может быть, и научится, но статистика будет не на его стороне.

Причина – наша «обезьянья» природа. Во-первых, лучше всего мы учимся через подражание образцу. В том числе, тем вещам, которые образец может и сам в себе не осознавать. Львиная доля внушения навыка – его постоянная демонстрация тренером. Как явная, так и неявная.

Во-вторых, «обезьянья» природа заставляет подражать именно вожакам. Вспомните школьный коллектив: у «ботаников» могут списать, но у них никто не учится! Поэтому было бы здорово, чтобы вожак таки умел.

Вторая причина – нюансы. Как бы внимательно вы ни читали методичку, на 1000 и 1 вопрос учеников вы сможете ответить, только если сталкивались с ними в непосредственной практике. Жизнь богаче любых учебников! Всего не опишешь, да и всё прочитанное в голове не удержишь. Живой же опыт – другое дело! Даже если вы не знаете какого-то решения, вы его найдёте. Потому что привыкли находить.

Упражнения в тренинге

Основной способ наработки навыка – упражнения. В каждом упражнении есть ядро и оболочка. Ядро – это составляющие навыка. То, что люди должны в нём отработать: распознание Х, выполнение У, связывание Х и У. Идеальный вариант – до автоматизма. Минимальный – чтобы получилось хотя бы раз.

Оболочка упражнения – способ вызвать и удержать к нему интерес. Хороший тренер создаёт иллюзию разнообразия упражнений, жонглируя оболочками при сохранении единого ядра. Тогда тренинг получается и богатым на впечатления, и мощно сфокусированным.

В противном случае получается унылая армейская мурштра. Благо, что скука солдат сержантов не заботит. Она, бесспорно, эффективна. Но мало кто из тренеров может позволить себе загонять учеников на тренинг повестками и полицией. Приходится развлекать.

Игры в тренинге

Редкий тренинг обходится без игр. Во-первых, это отличная оболочка для упражнений. Во-вторых, неплохой диагностический инструмент. В-третьих, прекрасное средство для «промывки мозгов»! Об этом – подробнее.

Дело в том, что люди не только хотят учиться новому – одновременно они не хотят ничего менять! Так устроен ум: его функция – уменьшить количество неприятностей и протоптать надёжную тропинку к приятностям. И все свои программы ум рассматривает именно с этих позиций.

Вы собираетесь научить новому? Ум считает, что вы собираетесь отнять у него старое! То, что до сих пор, хоть плохонько, но работало! Человек всё ещё жив (ум справился!), частенько избегает столкновений с неприятным и иногда даже получает приятное. Короче говоря, у человека «всё нормально!», а вы тут его переучивать собрались…

Можно уговаривать людей словами, но проще – организовать им опыт. Пусть поиграют и убедятся сами: старое работает плохо, новое – прекрасно! А мы поможем сделать правильные выводы, благо, что разговорным гипнозом владеем давно и хорошо.

Зачем нужны теория и разговоры?

Если сравнить рядовую тренировку в спортивном зале с работой в тренинге, становится очевидной разница.

Тренировка – это непрерывный цикл: объяснение–упражнение. Тренер там не раскрывает, зачем и почему. Он просто говорит, как и что делать, и следит, чтобы люди работали без ошибок и без поблажек.

Тренинг – другое дело. Тренинг можно записать на видео, и смотреть будет интересно: болтовни много. Зачем она? На самом деле, вы уже знаете ответ: задача тренинга – сделать так, чтобы человек продолжил заниматься сам. И мог делать это успешно. Поэтому тренер подключает разговорный гипноз – внушает убеждения.

Соответственно, для внушений нужен носитель. Надо говорить до внушения, надо говорить во время внушения, надо говорить после внушения. И делать это интересно и эмоционально – тогда внушения проскочат незаметно. И прорастут в виде своих собственных убеждений.

Второй нюанс – время на усвоение и осмысление. То, что в единой структуре воздействия называется латентным периодом. В регулярных тренировках у людей есть время между занятиями. В тренинге эти паузы (между упражнениями) создаются искусственно.

Третий нюанс – это уже вопрос раппорта. Почему-то люди уверены, что они заплатили за знания, и требуют лекций и ответов на вопросы. Так что правильное исполнение роли тренера теорию и разговоры предусматривает. Просто чтобы соответствовать.

Как оценить работу тренера?

С одной стороны, рынок рассудит. Если вы не учите достаточно хорошо, вы не сможете в профессии задержаться. Потому что важны не восторги участников в конце тренинга, а то, как изменится их жизнь за несколько последующих месяцев и лет.

С другой, чем раньше ты заметишь, что что-то идёт не так, тем больше у тебя шансов выправить ситуацию к лучшему. Соответственно, первая точка контроля – признаки раппорта: вас всё ещё признают за тренера? (Прочитайте таки рекомендованные статьи).

Следующие точки контроля – каждое (!) упражнение. Потому что в зависимости от результатов этого упражнения, тренер выбирает следующее. Ещё раз: следующее упражнение следует не из поминутного сценария, а из результатов наблюдения за результатами предыдущего!

Работа по сценарию – признак новичка. Профессионал же работает не по сценарию, а на результат. Это получилось – переходим к следующую. Если нет – детализируем навык и даём по частям. Чтобы получилось всё. Именно этот подход позволит вам быть уверенным, что люди платят вам не зря.

Вы учите, и учите качественно.

Понравилось? Полезно? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Наверх

(с) Анвар Бакиров, Москва и Московская область.

При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна.