|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
Анвар Бакиров Главная ошибка прогрессораТы уже всё понял, ты небывало крут, а он – зелёный новичок, жизни не знающий. И хочется ему помочь. Такое встречается повсеместно на уровне личностей. Такое бывает на уровне государств. И Стругацкие даже профессию такую придумали – прогрессоры – профессионалы цивилизаторства, «братская помощь отсталым народам». История учит, что польза от этого если и есть, то не такая, как задумывалась всезнайками. Потому что попытки привить идеалы как коммунизма, так и демократии людоедам… Сами всё знаете. Так в чём ошибка? В нарушении естественного закона развития, который и правда трудно не нарушить. Психологически. Потому что пришлось бы идти против собственного тяжкого опыта. О чём речь? О законе отрицания отрицания. Дело в том, что очень часто новое – это отрицание старого. Школьный учитель – непререкаемый авторитет. Первая лекция в ВУЗе: «Забудьте всё, чему вас учили в школе!» Первый рабочий день: «Забудь всё, чему тебя учили в ВУЗе!» Стал хорошим профессионалом – выяснил, что былой наставник во многом был не прав. А между тем никого не интересует ни абитуриент без аттестата, ни стажёр без профильного образования, да и профи со стороны нужно ещё учить специфике… Ну и что? А то, что «новое – это хорошо забытое старое», «история развивается по спирали»! То, что сейчас необходимо, позже будет отрицаться, но мы к нему ещё вернёмся, когда будем отрицать то, что отрицало его. А? В детстве родители – абсолютные авторитеты. Когда ты подросток – "они дураки". Но лишь до тех пор, пока не повзрослеешь сам. Если же ты продолжишь своё развитие дальше, то у тебя действительно будет, чему их научить. А потом они научат тебя, как учиться у своих детей… К чему это я об этом? К тому, что естественное развитие предполагает планомерное продвижение по этапам, и глупо пытаться срезать здесь углы. На свете полно просветлённых идиотов, слишком рано отказавшихся от ума. Поборник свободы и спонтанности, не видящий своей ответственности – «обезьяна с гранатой». Руководитель, не умеющий подчиняться… Миф или кадровая ошибка. Нормально, когда вы знаете, что «деньги – не главное», когда они у вас есть. Диагноз – оправдывать этим своё безденежье. Чтобы безопасно «довериться своему бессознательному», нужно иметь богатый опыт или «бессознательное Милтона Эриксона». Здесь и проходит водораздел между качественным наставником и мудрым учителем. Наставник учит тому, что делает и считает правильным сам. Учитель учит тому, что соответствует уровню развития его подопечного. Наставник не может себе позволить противоречить своему учению. Учитель – может. И на разных этапах развития ученика он учит противоположному. Поэтому наставников менять необходимо, а учитель может быть и один. Идея ясна? Большинство «прогрессоров» – идиоты. Они тащат людей к своему «прекрасному далёко» напролом. Без учёта этапов. Если 70-летний йог познал, что «секс – это лишнее», стоит ли тому же учить 20-летних? Если 40-летний предприниматель знает, что жить «надо своим умом», должен ли он бороться с идеей школьного образования? Если бизнес-тренер с 10-летним стажем уверенно утверждает, что «настоящему профессионалу сценарий не нужен», должен ли тренер-новичок следовать этой установке? Ответ очевиден. Это, кстати, одна из причин, по которым я не отказываюсь от переиздания своих книг, хоть и не согласен со многим из написанного: люди благодарят. Для их уровня развития эти книги – подходят. А вот то, что сейчас подходит мне, им поможет вряд ли. Итого: «Что русскому хорошо, то немцу – смерть». Понравилось? Полезно? Поделитесь ссылкой с друзьями! |
(с) Анвар Бакиров, Москва и Московская область. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна. |