Практическая психология
 
Сайт Анвара Бакирова

Статьи, тренинги, консультации
Сайт Анвара Бакирова - автора книг по практической психологии. Статьи по НЛП, гипнозу, личному развитию

1 ступень курса "Чудо недеяния "

состоится 13-14 апреля 2024 года

Главная

Услуги

Статьи

Соцсети

duals.ru

Тренинги

Гипноз

ВКонтакте

 

Консультация

Развитие

Telegram

 

Еженедельные встречи

НЛП

YouTube

Анвар Бакиров

Управление смыслом, или Рефрейминг

Есть мир, в котором вы обладаете абсолютной властью. Там правите вы и только вы. И даже если там заправляет кто-то еще, то это только с вашего разрешения. Даже если вы об этом никогда не догадывались. Мы создаем свой собственный реальный мир! Он реален только для нас, и только мы делаем в нем погоду. Только мы отвечаем за то, что там творится.

Этот мир – наш Внутренний Мир. И любые события внешнего мира – это лишь повод для изменений нашей душевной погоды. Как мы им воспользуемся – это уже наш выбор.

– Алло! Это ты, любимый?

– Я! А кто говорит?

Смысл сообщения в реакции, которую оно вызывает. Вы получили сообщение. Теперь именно от вас зависит, как на него отреагировать. Каким смыслом его наполнить. Кто сказал, что ваши ответы заранее предопределены? Всегда есть возможность перевернуть все так, как удобно вам.

Приходит солдат в санчасть. Доктор ему:

– Слушай, ты бы на гражданке с такой фигней ко мне не пришел бы.

– Конечно, не пришел бы! Я б тебя на дом вызвал.

То, что происходит с нами по жизни, оказывается весьма нейтральным, если убрать всю предысторию. Событие: "Человек опаздывает на самолет". Это хорошо или плохо? Не торопитесь сразу отвечать. Мы еще многого не знаем. Я бы даже сказал, очень многого.

Во-первых, для кого хорошо или плохо? Для этого человека? Для самолета? Для авиакомпании? Для страны? А, может быть, для его жены? В каждом из этих случаев ответы могут быть ой какими разными! От "очень плохо", через "все равно", до "замечательно". И все это – аргументировано и обоснованно.

Во-вторых, что такое "хорошо", и что такое "плохо"? Это только у Маяковского все так просто. А в жизни… Даже для этого самого человека ответ совсем неоднозначный. Один вариант – это, когда он очень торопится и прямо-таки мечтает улететь этим рейсом. Когда это вопрос, если не жизни и смерти, то больших денег. Совсем другой случай, когда он жутко боится летать самолетами, но просто оказывается вынужден это сделать.

Ну уж в этих-то вариантах ясно, как реагировать? Подождите, не спешите. Очень торопился, буквально рвался… И не успел. А самолет попал в авиакатастрофу. Так ему повезло или нет? Ваша оценка? Мечтал опоздать, простоял в пробках три часа… Приехал, а вылет задержался на четыре часа по техническим причинам. Он может радоваться? Ладно, дома его ждет известие об огромном выигрыше в лотерею! А это как?

"Никогда не знаешь – где найдешь, где потеряешь!" Нам неведомо, чем обернется наше следующее действие. Мы можем даже не догадываться, какая цепь событий развернется за следующим жизненным поворотом. Кто знает, как отнестись к очередному фортелю судьбы?

– У меня сейчас столько неприятностей, что если завтра случится какая-то новая, я обращу на нее внимание не раньше следующего месяца.

А потом можно вообще о ней позабыть – в суматохе дел. Мало ли чего случается! В этой неопределенности есть совершенно замечательное свойство – свобода выбора. Мы можем сами решить, как к чему относиться! Мир настолько велик, что мы всегда можем найти, чему можно порадоваться.

– Кого ты привел из детского сада? Это же не наш ребенок!

– Не волнуйся, дорогая. Завтра все равно нам его обратно отводить.

Действительно – волнение подрывает здоровье и существенно укорачивает жизнь. Стрессы там и все такое…

Чудеса за рамкой

Рефрейминг (переработка, переформирование) – изменение рамки (или точки зрения) в отношении утверждения, чтобы придать ему другой смысл. При этом может выйти на первый план вторичная выгода.

Словарь НЛП

Есть в НЛП совершенно чудесный инструмент – это рефрейминг. Что  можно перевести как "переобрамление" – "перемена рамки у картины" или же "перемена картины в рамке". Рефрейминг, еще его называют переформированием, позволяет совершенно произвольным образом менять отношение к событиям. Свое и чужое.

Встречаются два приятеля:

– Как дела? – спрашивает один.

– Да так, вот энурезом (недержанием мочи) мучаюсь, – сетует другой.

– И что, ничего не помогает?

– Нет.

– Слушай, есть здесь неподалеку контора НЛПеров, они все что угодно вылечат!

Встречаются через пару недель. Тот, кто был грустным, сейчас просто сияет от удовольствия.

– Был у НЛПеров?

– Был!

– Помогли?

– А как же!

– Что, энурез вылечили?

– Нет, но теперь я им горжусь!!!

Рефрейминг позволяет выйти за рамки нашего обычного мировосприятия. Внести свежую лепту в традиционные способы взгляда на ситуацию. Буквально взглянуть на ситуацию совершенно с другой стороны. С той, с которой никогда раньше не заглядывал. И найти кардинально новое решение.

С помощью рефрейминга можно буквально сменить рамку, наложенную на событие нашей моделью мира. Действительно – часто отношение к происшествию зависит от того, в какую рамку его поместить.
 

Отношение к происшествию зависит от того, в какую рамку его поместить

 

Или в какой цвет его окрасить

 

В общем, как его выделить

 

Помещенная в рамку, фраза вызывает уже совсем иное отношение. Какое-то совсем особое. Последняя, из помещенных в рамки, мысль практически не несет смысловой нагрузки. Зато, как значительно она воспринимается!

Представьте себе витрину магазина офисной мебели с бегущими по периметру веселыми огоньками. Или рекламный плакат сверхнадежного банка, сплошь перечеркнутого клеточкой, напоминающей вид из окошка тюремной камеры. Впечатляет? А если бы эта книга была напечатана на розовой бумаге, отношение к содержанию изменилось бы?

Как видите, обрамление здорово влияет на восприятие.

Рамки и рамочки

Рамка – набор контекстов или способов восприятия чего-либо, как, например, рамка результата, рамка раппорта и т.п. (Пр.: "В рамках проведенных переговоров стороны пришли к взаимному согласию…")

Словарь НЛП

Рамка – это та призма, сквозь которую мы смотрим на окружающий мир. Она преломляет все в том свете, в котором вы закажете. Захотите помучаться, и рамка страдания уже тут как тут. "Ну разве это не ужасно?!" Хватаем эту рамочку и начинаем ее примеривать на все, что происходит вокруг.

Отец пьет водку. Маленький сын подходит, нюхает и морщится:

– Ну и гадость!

– А ты что думал – батька мед пьет?

Я сижу в кресле. Ну разве это не ужасно?! Вместо того, чтобы лежать и плевать в потолок, приходится сидеть в кресле и писать книжку! Вместо того, чтобы пойти подышать свежим воздухом, подвигаться, позаниматься спортом, нужно находиться в замкнутом помещении. Ну разве это не ужасно?!

Лягушка сидит на морде бегемота и жалуется проплывающему крокодилу:

– И до чего же день противный! С утра дождь идет, да еще к заднице что-то тяжелое прилипло…

Неподалеку лежит газета. Это же просто ужас какой-то! Мало того, что она отвлекает от основного занятия, так она еще и засоряет помещение. Это же беспорядок! Вот так и будем всю жизнь, как свиньи, в бардаке жить. А что в стране творится?! Вы только почитайте эту газету – это же полный крах экономики! Развал! Ну как так можно жить!?

Жить можно и так. Остановитесь. Снимите эту рамку и просто оглянитесь вокруг. "Мир прекрасен!" – эта новая рамка куда более приятна. Отправляйтесь в путешествие по миру, созданному ею.

Книга. Прекраснейшее изобретение человечества! Великолепная кладезь знаний и человеческого опыта! И до чего же гениальные люди придумали алфавит! Всего тридцать три буквы, а сколько оттенков опыта можно передать посредством их! Какую бурю эмоций может поднять одна только печатная фраза! И это только малая часть нашего прекрасного мира. Мир прекрасен!

И в этом прекрасном мире можно найти массу полезных вещей. "Как я могу это использовать?" – задаем мы себе вопрос и тем самым примеряем на себя новую рамку. Начальник раскритиковал мою работу. Пардон! Начальник обратил внимание на мою работу и указал в ней слабые места. Как я могу это использовать? Например, могу сделать ее намного лучше, уже зная ее недостатки. Между прочим, мне не пришлось искать ошибки самому – это сделал начальник. Могу в будущем сразу учитывать его предпочтения и наладить с ним хорошие отношения. Теперь я могу чаще к нему обращаться, ведь у меня появился для этого замечательный повод! И, кстати, могу порадоваться, что он нашел ошибки сейчас. а не за день до сдачи. Правда полезно иметь начальника?

– В желчном пузыре у вас камни, в моче песок, в легких известь…

– Доктор, скажите, где у меня глина, и я начну строиться!

Еще одна интересная рамка: "Что я могу для этого сделать?" Хочу получить повышение в зарплате. Что я могу для этого сделать? Могу, конечно, походить-помечтать, повозмущаться недогадливым руководством… Но полезнее будет начать работать усерднее, пойти обсудить денежный вопрос с начальником, пройти курсы повышения квалификации, найти себе более высокооплачиваемую работу…

Хочу быть счастливым человеком! - А что я могу для этого сделать? Какие действия я должен совершить?

Два вида рефрейминга

Рефрейминг контекста – изменение контекста утверждения с целью придать ему другой смысл: "В каких условиях это было бы подходящей реакцией?"

Рефрейминг смысла  – придание утверждению другого смысла путем перевода внимания на другую часть содержания: "Что еще это могло бы значить?"

Словарь НЛП

В одной стране правил хромой, одноглазый и горбатый тиран. Он захотел увековечить свой образ в портрете. Позвали лучших художников государства.

Первый из них представил тирана таким, какой он есть, и был казнен за оскорбление правителя.

Второй нарисовал стройного молодого красавца и сел в темницу за искажение истины.

Третий же изобразил властелина верхом на вздыбленном коне, в профиль (зрячим глазом к публике) и в бурке, за которой спрятался горб. Конечно же он был щедро вознагражден и стал придворным художником.

Отношение к проблеме можно сменить по крайней мере двумя способами. Первый – это буквально переобозначить ее. Назвать по-другому. Для чего достаточно просто сместить внимание на другие ее стороны. Ведь то, что мы имеем в реальности – это только некоторую ситуацию. А как эту ситуацию назвать – это наше дело.

Например, заменяем слово "проблема" на слово "задача". А уж к задаче отношение совсем иное. Немного полегче. Задачу можно решить сейчас или попозже. Можно ее совсем не решать. Просто останется нерешенная задача. Да мало ли чего мы еще не решили! К проблеме отношение куда более серьезное. Она нависает и давит. И грозит раздавить. Постоянно напоминает о себе…

Снимаем со сложившейся ситуации табличку "Проблема" и прибиваем новую: "Задачка". Глядь, а ей без грозной таблички уже и не уютно – вся сдулась, уменьшилась. А то и решилась – с перепугу. А если навесить табличку "Цель", то ситуация вообще преображается. Цель уже начинает многообещающе сверкать и манить к себе многочисленными преимуществами. А все – из-за разных названий.

Второй способ – перетащить ее в другой контекст. Туда, где она из проблемы превратится в преимущество. Мы-то с вами знаем, что ситуация, лишенная контекста, повисает в воздухе – к ней просто неясно как отнестись. Толи она хорошая, толи – плохая. Поместил в одни обстоятельства – фу! Какая гадость! В другие – прелесть!

Начинающая певица – профессору:

– Как вы считаете, годится на что-нибудь мой голос?

– Конечно, что за странный вопрос! При пожаре или кораблекрушении ему цены нет!

Навоз на огороде – удобрение. А в доме его и представить страшно! Радостный детский смех – чудо! А в три часа ночи – мука. Халявный зачет в напряженную сессию – спасение. А когда в следующем семестре нужно сдавать экзамен по всему курсу – лучше бы я тогда все выучил! Куча денег в кармане – богатство. А если навстречу идет грабитель…

– Представляешь? Я ездил в туристическую поездку в Японию, оказался без денег и попробовал продать свои часы. Сколько ты думаешь они мне отвалили? Две тысячи долларов!

– Не может быть! Они же у тебя фиговые!

– Да я и сам так считал, но япошки смотрели и ахали: "XVII век!.. XVII век!.."

Соответственно, рефрейминг делится на рефрейминг смысла и рефрейминг контекста. Если рефрейминг смысла позволяет сменить картину, не меняя рамки, то рефрейминг контекста – меняет рамку, не меняя картину.

Если внутрь кладут творог,

Получается – пирог.

Если сверху его кладут,

То – ватрушкою зовут.

Так и эдак хорошо,

Так и эдак вкусно!

В первом случае, признается сам факт наличия события: "Да, я действительно вешу 110 кг". Но не принимается его оценка: "Я толстый!" Вместо этого произносится: "Солидный, значительный, мощный, всеобъемлющий – здоровяк!" Слова-то какие! Такой подход позволяет человеку принять себя таким, какой он есть. И даже гордиться собой!

Рефрейминг контекста работает несколько иначе. Здесь вы принимаете всю ситуацию в целом и дальше смещаете ее совсем в другую область. Прикладываете туда, где она может сработать наилучшим образом: "Да, толстый. Зато меня трудно сдвинуть с места и вытолкать за дверь! Зато мягкий! Зато за мной, как за каменной стеной!" Ситуация та же, но она уже приобрела совсем другое звучание.

Растут рядом мухомор и боровик. Заметив вдалеке грибника, мухомор говорит:

– Видишь грибника? Сейчас он тебя срежет!

– Это мы еще посмотрим, срежут меня или нет, а вот ты-то точно по шляпе получишь!

С точки зрения подстройки и ведения рефрейминг контекста относится к прямой подстройке, а рефрейминг смысла – к перекрестной. В обоих случаях принимается и признается главная часть сообщения – наличие некоторого события. В обоих случаях устанавливается раппорт и происходит одновременное ведение. Только в одном случае подстройка прямая, а в другом – перекрестная. Где-то мы соглашаемся со всей фразой, а где-то – только с наличием признака, запустившего эту оценку.

Рефрейминги могут применяться для самых различных ситуаций и проблем. И все же, у каждого из видов рефрейминга есть своя сфера применения. Та, где он работает лучше всего. Так, рефрейминг смысла хорошо срабатывает для фраз, связанных с обозначениями некоторых событий. Когда достаточно нейтральное событие привязывается к чему-то достаточно значимому:

"Ты не смотришь мне в глаза, значит хочешь соврать".

"Я сделала пять ошибок. Это просто ужасно!"

"Она не пришла на свидание. Она меня не любит".

Здесь можно задаться вопросом: "Что еще это может означать? Как иначе это можно назвать?" Ответ может превзойти все ожидания:

"Я не смотрю в них, потому что боюсь утонуть в их глубине и слишком быстро влюбиться!"

"Ага! Пять ошибок на двадцать листов текста. По-моему, это просто блестящий результат!"

"Она не пришла на свидание. Неужели я так потряс ее воображение, что она настолько смутилась!?"

Между прочим, в самом основании НЛП лежит грандиозный рефрейминг смысла, который и позволил его основателям достигнуть столь замечательного успеха: "Не бывает поражений, бывает только обратная связь". Из одного только этого переформирования было получено множество богатейших возможностей.

Один предприимчивый человек сколотил огромное состояние благодаря урокам пения, которые берет его дочь – он скупил за бесценок все соседние дома.

Для рефрейминга контекста есть свой список "любимых проблемок". Это уже знакомые нам обобщения, точнее сверхобобщения. Ситуация, когда маленькая частная задачка, вырастает до слишком больших масштабов:

"Я слишком осторожный".

"Я слишком грубая".

"Я недостаточно красива".

Мои им сочувствия. Хотя нет – сочувствие можно оставить при себе. Ведь скоро можно будет им завидовать: "При каких обстоятельствах это может оказаться полезно?" Поместим в другой контекст и:

"Зато ты никогда не попадешь под машину!"

"Зато тебе не приходится держать все эти гадости в себе!"

"Зато тебе не нужно позировать часами перед камерой!"

Как видите, есть ситуации, когда былые недостатки обращаются в преимущества.

Главная задача рефрейминга – дать человеку новый взгляд на ситуацию. Иногда – буквально выбить его из наезженной колеи, по которой он ходит изо дня в день за своими болячками. Рефрейминг вовсе не обязан быть правдой. Рефрейминг не обязан быть приятным. Он может быть просто шокирующим. И этот шок, порою срабатывает как терапия.

"Я слишком невнимательная…" – "Зато тебя можно изнасиловать, и ты ничего не заметишь!"

"Я слишком необщительная!" – "Зато тебе не грозит заразиться СПИДом".

"Ко мне на свидание постоянно опаздывают все девушки!" – "Зато ты всегда можешь начать встречаться с молодыми людьми".

Разумеется, подобные рефрейминги уместны только тогда, когда человек реально может что-то изменить. Иначе – это будет изощренным издевательством. Хорошо работает еще более сильное обобщение, чем то, к которому человек уже привык. Это заставляет еще раз задуматься над собственными словами. Наконец-то услышать самого себя:

"Я слишком вспыльчива!" – "Зато рядом с тобой не нужна зажигалка – можно прикуривать непосредственно от тебя!"

"Я слишком веселый". – "Зато ты сможешь весело мыть туалеты".

И все же… Кому-то нужна встряска, а кому-то помогут поглаживания:

"Я слишком толстый!" – "Зато тебя трудно вытолкать за дверь!"

"Я недостаточно внимательна". – "Зато не заметишь бестактность собеседника".

Как видите, рефрейминг контекста весьма органично переплетается с рефреймингом смысла. Они прекрасно дополняют и поддерживают друг друга в деле доставления нам хорошего настроения и веселого взгляда на былую проблему.

И напоследок. Есть ситуации, для которых не достаточно просто изменить свое отношение к ним. Иногда действительно уместнее будет что-то изменить во внешнем мире, а не только в своем внутреннем. Конечно, можно стоять и делать рефрейминги, когда на тебя едет машина, но лучше отпрыгнуть в сторону.

Зайчиха разводится с зайцем.

– В чем причина развода? – спрашивает судья.

– Мой муж косой! – возмущенно отвечает зайчиха.

– А что же вы раньше не заметили?

– Я думала, он мне глазки строит.

Доигралась с рефреймингами…

Из коллекции самых-самых

Работают самые разные рефрейминги. И самые веселые, и самые серьезные. Самые обнадеживающие, и самые пугающие. Самые разнообразные. Приведенные ниже рефрейминги объединяет одно – они доказали свою эффективность. Они собирались на тренингах, где на каждую жалобу находилось не меньше десятка ответов. От самых разных людей. С самых непохожих точек зрения. Исходя из очень-очень различного жизненного опыта.

По многочисленным наблюдениям, эффективнее всего работают те рефрейминги, что, с одной стороны, достаточно новы и свежи, а с другой – затрагивают важные ценности человека. Попадают в его карту. Тогда они срабатывают действительно эффектно! Однажды, я буквально по полу катался от смеха от удачно сделанного мне рефрейминга. Благо, условия позволяли.

Итак…

Я слишком…

Зато…

...вспыльчива

...ты чувствительная и непредсказуемая девушка

...твой огонек издалека видно

...твое пламя растопит любую холодность

...какая живость движения!

...часто не завершаю начатые дела

...ты не добьешь упавшего и будешь казаться очень гуманным

...можешь начать их заново

...начинаешь ты их вполне успешно

...тебе постоянно есть чем заняться

Я очень медленно читаю

...долго получаешь кайф от чтения

...быстро говоришь

...дольше помнишь прочитанное

...тебя нельзя упрекнуть в том, что книгу ты "в глаза не видел"

...мало работаю

...клево и часто отдыхаешь!

...вообще работаешь!

...у тебя есть время об этом подумать

...другие об этом только мечтают

Кто много работает – работает на тех, кто зарабатывает

Просто ты слишком уважаешь свой труд

...свободолюбива!

...ты всегда сможешь найти повод для революции

...тебя будет трудно приручить, если только добром и лаской

...тебя трудно посадить в тюрьму

...ты можешь быть счастлива, даже когда ты одна

...часто совершаю глупые поступки

...их так много!

...ТЫ СОВЕРШАЕШЬ эти поступки

Глупые ошибки – ключ к нестандартным решениям

И привлекаешь внимание!

...люблю быть в центре внимания

...тебя всегда видно

...из тебя может получиться хороший ведущий

...ты можешь ничего не бояться

Уж нарисовался – не сотрешь!

...мнительна

...редко ошибаешься

…твой парень не сможет разорвать отношения первым

...ты думаешь больше всех

...люди, ставшие твоими друзьями, действительно подходят тебе

...ценю справедливость

...знаешь, где ее найти

...можешь быть арбитром

...ты можешь работать прокурором и не напрягаться по поводу крупных заработков – у тебя их не будет

...можешь с выгодой торговать ею!

...раздражителен и агрессивен

...ты сможешь наругаться на вредную продавщицу

...к тебе лишний раз не пристанут

...ты всегда сможешь подработать вышибалой

...отходчив

...высокая

...тебе легко ориентироваться в любой толпе

...тебе удобно целоваться с высокими парнями

…никогда не утонешь

...тебе не приходится тянуться за предметами или бегать за табуреткой

...сильно реагирую на своих друзей

...они у тебя есть

...они никогда не останутся без твоего внимания

...не наоборот!

Это означает, что они тебе небезразличны

А еще работают рефрейминги…

Быстрые! Не успела возникнуть подходящая ситуация, как вы уже выдали первый попавшийся рефрейминг. Он может попасть в десятку, а может – вообще промазать. Главное – что он вообще появился! Пусть некая часть сознания пока займется его осмыслением. А пока она "пережевывает" этот первый рефрейминг, взвешивая все "за" и "против", вы придумываете новый. Более точный и эффективный. Или менее – главное, что мозги уже завертелись в нужную сторону.

Возвращаюсь как-то после сдачи экзамена домой. Летняя сессия – начало июня. Погода еще не "устаканилась", и с утра еще довольно прохладно, а днем – жара. Соответственно, по дороге туда куртка на плечах, а обратно – на плече.

Проверяю наличие куртки – нет. Оставил в университете. Надо возвращаться. А в руках сумка – тяжелая. А прошел на самом пекле – уже полчаса. Внутренний диалог:

– Ну и что! Без куртки идти легче!

– А в ней – паспорт.

– Не пропадет.

– И проездной.

– Ладно, разворачиваемся.

Иду обратно, фантазирую: "Чего б такого хорошего в данном случае найти? Какую б пользу выцарапать?" А мозги скрипят, тормозятся – работать не хотят. Подплавились, видать на солнышке. Их бы чем-нибудь охладить… Идея! "Куплю себе мороженное!"

Дальше – легче: "Больше отдохну перед очередными занятиями. Узнаю, как успехи у сокурсников. Посижу в Интернете пару часиков! Поеду домой в компании с другом! Договорюсь о совместной подготовке к следующему экзамену. Пережду жару в прохладном помещении! Попрактикуюсь в рефрейминге..."

Иду, выдумываю. Оцениваю найденные варианты. Радуюсь удачным попаданиям: и тому, куда попал, и тому, что сумел попасть. Удивляюсь, что раньше не подумал о столь благоприятных возможностях. Работа кипит. Куда там до расстройства! На него и времени-то нет. Поди погрусти, когда надо сравнить лучшее с хорошим и полезное с интересным!

Осталось только привить себе соответствующую привычку. Привычку искать в любой жизненной ситуации самое позитивное. Чтобы первой же мыслью была, например, такая: "Что в этом хорошего? Какую пользу я могу из этого извлечь? Где это можно использовать?" Те, кто привыкли думать "по-научному", могут подумать: "Ну и какой теперь прикажете рефрейминг делать?"

"Вздохнула Царевна-Несмеяна и давай себе рефрейминги делать…"

Идею издевательства над русским народным творчеством с помощью терминов НЛП удалось позаимствовать из книги В. Гурангова и В. Долохова "Учебник везения"

Ничего нового…

В этой главе не было ничего такого, с чем бы вы не встречались в повседневности. Рефрейминги приходится постоянно делать политикам и прочим спорщикам. А как еще перевернуть ситуацию с ног на голову и найти признаки процветания в экономическом кризисе? Как убедить общественное мнение в необходимости войн?

Очень просто – сменить рамочку. Назвать по другому. Обратить внимание на другой аспект. Вы, например, думали о том, что время Мировых Войн – время небывалого роста технического прогресса? А то, что многие прекрасно работающие на вас бытовые мелочи – разработки военных конструкторских бюро?

– Почему экономика не идет в гору?

– Потому что счастье не за горами.

Как выиграть в любой полемике? Как проявить остроумие и оригинальность позиции? Как неожиданно развернуть всю ситуацию? Сменой рамки. Любой анекдот построен на эффекте неожиданности. На самом непривычном ракурсе. На разрыве стереотипов.

Полезные советы:

"Пятна масляной краски не будут так заметны на вашей одежде, если вы ее больше не наденете".

Андрей Кнышев "Тоже книга"

Говорят, наша жизнь хорошо развивает чувство юмора. Потому что без него – проще повеситься. Детство дает достаточно большую практику в рефреймингах. В школе "отличники" неизменно превращались в "ботаников". Курение становилось четким критерием повзросления. Впрочем, обратные преобразования тоже нередко проходили. Особенно намеки на плохую "дыхалку" юных курильщиков и слабую силу воли.

Учительница проводит опрос в классе:

– Кем у вас работают родители?

– Заведующим универмагом! – говорит Маша, и ей вторит хор восхищенных голосов.

– Охранником в банке! – говорит Петя, и раздаются бурные аплодисменты.

Вовочка плачет:

– А мой папа – доктор наук.

– Ну, ничего-ничего, все работы хороши, – успокаивает малыша учительница.

А вам нравится реклама? Мне, с некоторых пор, да. И не потому, что "реклама – двигатель прогресса". И не только потому, что она дает своевременную информацию о всех новинках сферы услуг. И даже не за просветительскую деятельность. Мне она нравится за обилие рефреймингов и других красивых методов воздействия. Мне доставляет удовольствие анализировать кухню того или иного рекламного ролика.

Помните классическое: "Реклама должна говорить правду, только правду, ничего кроме правды. И никогда – всю правду"? Это о рефрейминге смысла. Искусстве ставить нужные рамки восприятия. Всегда приятнее воспринимать рекламу бритвы на фоне нежного женского прикосновения, нежели на фоне боли от порезов и жгучего одеколона…

В общем, рефрейминг – это способ найти "свежее решение", даже когда рядом нет широко разрекламированной мятной таблетки…

Памятка на память

  • Мы создаем свой собственный реальный мир. В каждый момент времени, с каждым полученным сообщением. Каждой выданной нами реакцией. Только от нас зависит, каким смыслом наполнить полученное сообщение. События настолько многогранны, что из каждого можно извлечь свою выгоду.
  • Отношение к чему-либо определяется рамкой, в которую его поместить. Смена рамки вызывает смену отношения к происходящему. Провоцирует появление новых точек зрения и новых оценок. Такое "переобрамление" в НЛП называется рефреймингом.
  • Рефрейминг можно делать буквально: выделяя и помещая в различные рамки необходимую информацию. Этот эффект часто используется в рекламе. Да и везде, где требуется заранее задать отношение к подаваемой информации или просто привлечь внимание.
  • Можно сфокусировать внимание на другой аспект ситуации, и это будет называться рефреймингом смысла. Как говорил домовенок Кузя из детского мультика: "Я не жадный – я домовитый!" Или бессмертное: "Стакан наполовину выпит или наполовину недопит?"
  • Когда мы рассматриваем нечто на фоне других обстоятельств, это называется рефреймингом контекста. Он позволяет найти случаи, когда заявленный недостаток мог бы оказаться преимуществом.
  • Рефрейминг реализует принцип словесной подстройки и ведения. При этом, рефрейминг контекста – это прямое присоединение, а смысла - перекрестная подстройка.
  • Рефрейминг контекста уместен при сверхобобщениях, когда проблема заявляется в виде: "Я слишком…" или "Я недостаточно…" Рефрейминг содержания полезен при оценках: "Это означает, что…" Соответственно, для работы с контекстом изменяются обстоятельства: "Зато…", а для работы со смыслом – ищется новое значение.
  • Основная задача рефрейминга – выйти за рамки обычного восприятия проблемы. Показать другую сторону того же события. Когда-то, более привлекательную, когда-то – более шокирующую. Кому что полезнее. Рефрейминг может помочь изменить отношение на более благоприятное, когда нужно просто успокоиться. А может – подстегнуть к решительным действиям.

Понравилось? Полезно? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Наверх

(с) Анвар Бакиров, Москва и Московская область.

При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна.