|
||||||||||||||||
![]() |
|
|||||||||||||||
|
Анвар Бакиров Внушенное доверие, или 90% влиянияЕсли хочешь хоть как-то повлиять на человека, он (или хотя бы какая-то его часть) должен воспринимать тебя, как человека, способного это сделать. Это и называется - раппорт. Все остальное - мелочи, детали. Особенности данной конкретной ситуации. Или данной конкретной нашей цели. Собственно, частные способы и подходы к построению раппорта определяются этими самыми деталями. И (по той же причине) не всегда "дружат" между собой. Цель написания данной статьи - как раз разграничить методы построения раппорта в соответствии с целями и механизмами их действия. Поехали! Похожесть Она же - предсказуемость, безопасность. Чем больше ты похож на другого человека, тем больше он тебе доверяет. Подсознательно. Как себе. А если еще вспомнить, что люди, в большинстве своем, сами себе нравятся... Туда же - влияние внешних проявлений на внутренние. Внешняя согласованность - отражение внутреннего согласия. И источник. Чем тоже пользуются. Отсюда - классические НЛПерские техники отзеркаливания. Позы, жестов, поведенческих и речевых шаблонов, интонаций... Понимание Говоря техническим языком - сходство форматов передачи
данных. Словом, для понимания НЛП предлагает использовать семантику собеседника, выдавать информацию с доступной для него скоростью и - в заданном мета-программном формате (сюда же - репрезентативные системы). Мотивация Энергия к действиям. Цель или причина. И если мы хотим,
чтобы в результате нашей беседы собеседник хоть что-нибудь сделал (или
хотя бы нас выслушал) нам стоит ему эту самую мотивацию создать. Или пробудить.
Соответственно, в беседе мы опираемся на ценности (антиценности), критерии и цели собеседника, старательно связывая все это, с тем, что нашей душе угодно. Намерения Если человек уверен, что мы хотим ему добра, если он знает, что любое наше действие - ему во благо... Если он знает, что его цели - уважаемы и признаваемы. Нами. Он "расслабится и постарается получить удовольствие". Помогает нам в этом принцип "Выигрыш - Выигрыш", признание ценностей и убеждений и ориентация на позитивность намерений. Состояние Состояния и эмоции имеют склонность передаваться... Люди склонны "заражать" других своим настроением... Люди склонны принимать на свой счет то, что происходит с их партнерами по общению. Отлично! Значит, наше состояние - это наш инструмент в деле построения раппорта. НЛПеры любят заботиться о собственной личной конгруэнтности (или хотя бы согласовании речи и невербальных проявлений), позитивном мета-сообщении (если хотят вызвать позитив) и развивают свои способности к эмпатии (она же - вторая позиция восприятия). Внушения Внушения еще никто не отменял! А это значит, что до тех пор, пока люди склонны стараться понимать то, что им говорят, мы можем пользоваться этим для создания и усиления раппорта. Можно упомянуть применение трюизмов (банальностей),
произнесения фраз на выдохе собеседника, одобрения его слов
и действий. После чего, пользуясь эффектом согласия по инерции
можно "внаглую" внушать усиление доверия. Растерянность Чем больше человек неуверен в себе, и чем большую уверенность демонстрируем мы, тем больше он уверяется в нас. Вот так. В ситуации неопределенности власть принадлежит тому, кто знает, что делать. Инструмент создания растерянности - разрыв шаблона, создание непривычной для собеседника обстановки вкупе с собственным комфортным состоянием. Ожидания Мифы, мифы, мифы... В голове у каждого из нас есть представления о качествах человека, способного на нас повлиять. Помочь. Навредить. Подсказать и направить. Подчинить. Заворожить. А еще у людей есть образы тех, чьему влиянию они неподвластны. Наша задача - соответствовать нужному образу. Внутренней мифологии собеседника. Если это сделано - все ОК. Комплиментарность Основной метод создания раппорта, включающий в себя все остальные. Именно поэтому он помещен в самом конце предложенного перечня инструментов. Основная идея: если я изменяю свое поведение в ответ на изменение поведения собеседника - мы становимся единой системой. А значит - можем влиять друг на друга - раппорт. В нашем распоряжении - калибровка происходящего с собеседником и гибкое реагирование с целью утилизации (использования) замеченного. * * * Итого: создавая раппорт, мы эксплуатируем идеи похожести, понятности, желания, доброжелательности, эмпатии, убедительности, силы, ожиданий и динамического взаимодействия. И все эти факторы могут работать как во взаимодействии ("Мастер спорта, майор Чунгачгук", "Доброе слово и пистолет..."), так и изолированно. Мы можем вызывать доверие, а можем и не делать этого. Мы можем создавать ощущение безопасности, а можем и напрячь. Мы можем внушать, а можем - мотивировать. Мы можем подстраиваться - можем и "строить". Можем быть предельно открытыми или напротив - врать напропалую. Важно, напомню, чтобы человек (или какая-то его часть) считал, что мы можем на него повлиять. А как это сделать - дело техники. Понравилось? Полезно? Поделитесь ссылкой с друзьями! |
(с) Анвар Бакиров, Москва и Московская область. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна. |