Тренинговый центр "Дуалы"
 
Источник красивых решений

Проект Анвара Бакирова
Дуалы: тренинги разговорного гипноза Анвара Бакирова
Ближайший интенсив "Разговорный гипноз" состоится 3-8 января 2019 года.

Библиотека

Помощь

Соцсети

Начало

Гипноз

Тренинги

Facebook

duals.ru

Развитие

Консультации

ВКонтакте

Бакиров

НЛП

Мастерская

YouTube

 

Татьяна Мужицкая

Самооценка. Если продавать свою свободу, то за очень большие деньги

Наверное, каждый из нас рано или поздно задает себе вопрос: чего я стою? Иногда этот вопрос подпадает под категорию смысла жизни и задается метафорически: достаточно ли я богатая способностями и свершениями личность? Но чаще он имеет прозаический смысл и предполагает буквальный ответ. Нас интересует, на какую зарплату мы можем рассчитывать, за сколько нам  продавать на рынке труда  свое время, силы, энергию, творчество. Как шутит Фоменко: «Если девушка знает себе цену, значит, она не раз ее называла!»

Есть разные способы это оценить. Например, кадровые агентства оперируют почти формулами, где, условно говоря, образование умножается на стаж, а потом вводится в степень удачной конъюнктуры или делится на тенденции рынка. В ответе получается более-менее объективный, или, другими словами, средний показатель.

Однако средний показатель потому и средний, что предполагает существование большей и меньшей зарплаты у специалистов примерно равной квалификации. От чего это зависит? От трудолюбия, пола, возраста, или же кому-то просто больше повезло?

Дело в том, что кроме объективно-обезличенной методики кадровых агентств есть еще и психологические механизмы, которые определяют нашу  стоимость на этом рынке. И при всех равных условиях кому-то удается значительно ее повысить.

Есть такой анекдот. Человек на базаре продает петуха. «Почем петух?» - спрашивают покупатели. «10 тысяч рублей», - отвечает человек. «А почему так дорого? Что, петух какой-то особенный? – Да нет, просто очень деньги нужны».

То есть, человек, по крайней мере, оказался честным. Он не стал ссылаться на  маркетинговые исследования, а сразу заявил о своих потребностях. Самое смешное, что есть люди, которые в жизни именно таким образом и действуют: «Мне сейчас нужно, чтобы мой доход в месяц был тысячу долларов. Или две, или три. Пойду-ка я поищу работу, которая мне обеспечит такой доход». И ведь они ее находят! По своему большому опыту работы с людьми я знаю, что бывают очень странные, непонятные обывателю обстоятельства, когда человеку эти деньги действительно платят.

А рядом может сидеть гораздо лучший специалист, намного больший профессионал – но работающий за гораздо меньше деньги. И он будет злиться на наглеца и недоумевать, почему же он сам так не может. Отчего же это зависит? А просто, так или иначе, все мы продавцы, которые продают самих себя, сами себе назначая цену.

Как-то я разговаривала с руководителем отдела крупной компании. Они искали себе тренера, нашли и, как радовался руководитель, нашли очень удачно: девочка запросила ровно в три раза меньше, чем ей собирались предложить в компании. «Нам так приятно, - с облегчением признался мой собеседник, - что мы еще столько лет успеем с ней проработать, прежде, чем выйдем на предусмотренную ставку». А вот в другом месте я услышала обратное: «Бюджет у нас маленький, но человек нам так понравился, что мы готовы пойти на то, чтобы увеличить ему зарплату в два-три раза».

Давайте поиграем вот в какую игру. Попробуйте произнести: «Я хочу получать за свою работу в месяц...» и  назовите цифру. И представьте себе шкалу, как в градуснике или как на спидометре. Эта шкала – ваша возможная зарплата. Внизу - самая маленькая ставка, за которую вы согласны работать. Могут ведь быть и другие обстоятельства, которые привлекают вас в должности, не только деньги. Например, очень интересный коллектив, творческая работа (допустим, вы – увлеченный реставратор или артист, научный сотрудник или же начинающий врач, который нуждается в практике). Тем не менее, вы все равно не будете ходить на работу совсем без зарплаты, то есть, имеется какой-то минимум, которым вы готовы довольствоваться. А наверху, соответственно – самая большая зарплата, которую вы хотите получать в месяц. Многие скажут: разве можно назвать конкретную цифру, чем больше, тем лучше. Но не спешите, верхняя граница все равно есть. И если чисто психологически вы попробуете поиграть со своим внутренним экраном, то обнаружите, что вверху, на каком-то уровне начнется изменение резкости, цвета. То есть, до какой-то степени цифры реальны, а потом эта реальность размывается и ускользает. И очень часто человек, который называет свою цену, не задумываясь, берет цифру из среднего диапазона, того, к которому он привык. Например, если человека, который привык получать тысячу долларов, спросить, сколько он хочет, он, скорее всего, попросит 1200, 1500... ну максимум 1800! Переход за цифру 2000 требует некоторого напряжения. 3000 – это уже предел. А 4000 вообще кажутся чем-то нереальным.

А ведь все подсознательные сигналы считываются. Что у нас в голове – то отражается на нашем поведении. Если зарплата в 4000 долларов кажется вам нереальной – вам ее никто и не подумает предложить. Сейчас у многих появился опыт торговли на турецких или египетских базарах. Все знают: первоначальные цены там очень завышены, и, если поторговаться, вещь можно купить вдвое, а то и втрое дешевле. Но откуда вы знаете, когда  можно продолжать сбивать цену дальше, а когда уже нельзя? Потому что это каким-то образом заметно по поведению продавца. То же самое происходит с нами и на рынке труда. Может быть, он не столь колоритен, но работодатель-покупатель здесь так же не прочь заплатить поменьше за качественный товар.

А если вам интересно, как у вас в выражении глаз, поведении, мимике отпечатывается ваша внутренняя шкала, то встаньте перед видеокамерой или перед зеркалом и скажите: «Я готов работать за 100 долларов. Или за 300». Потом продолжайте: «Я согласен работать только за 800. За 1000. За 2000». Заметьте, в какой момент вы перестанете верить самому себе. Так же работодатель, торгуясь, предложит сбросить цену вдвое – и посмотрит на вашу реакцию. Но не спешите тренировать мимику или контролировать выражение глаз. Чтобы внешне уверенно выглядеть – надо и внутри быть уверенным. Как это сделать? Как самого себя убедить в том, что вы стоите больше? Благодаря чему трансформируется наша шкала?

Равнение на сокурсников, или парадоксы "зарплатомера"

Способ №1. Объективный. Следует приступить к расширению границ реальности. Изучение объявлений в изданиях по трудоустройству и на аналогичных сайтах в интернете покажет, что бывают предложения, когда за вашу же работу предлагают больше денег. Например, вы всегда получали полторы тысячи, а здесь подобного специалиста ищут за три, причем в разных местах. То есть, это реальность. До того, чтобы занять конкретную вакансию, еще далеко, но очень может быть, что уже от одного этого знания ваша шкала немного изменится. В норму выйдет цифра 2,5-3 тысячи, и откроются следующие горизонты.

Чтобы еще более конкретизировать эту цифру, можно изучить и проанализировать этот рынок самостоятельно, а можно обратиться в кадровое агентство к консультанту, который непосредственно занимается оценкой персонала. За что сколько платят и какие вам для этого нужны навыки? Может быть, у вас нет английского языка, значит, вы либо учите его, либо смотрите, сколько это стоит без английского. Или же вам следует пойти на курсы, которые помогут получить остро востребованную на сегодняшний день специализацию. То есть, вы относитесь к поиску работы с более высокой зарплатой как к бизнесу и, условно говоря, являетесь агентом по продаже себя. 

Иногда, если вы самостоятельно не можете «назначить себе цену», но представляете из себя профессиональный интерес, конкретную цифру вам назовет хедхантер. Правда, если вы сидите тихо, не занимаетесь самопиаром, и никто не знает о вашем существовании – не надейтесь, что хедхантеры придут за вами и на белом коне увезут вас в другую компанию. Придется все равно все выяснять самому.

Способ №2. Дружески-оценочный. Он относится скорее к сфере человеческих отношений. Его логика такова: «Я стою примерно столько, сколько стоят мои коллеги примерно моей квалификации и моего уровня образования, примерно моего возраста. Например, мои сокурсники. Если они столько получают, наверное, и мне столько нужно». Плюс этого способа в том, что это может очень сильно повысить планку. Допустим, вы скажете: «Ну, если даже такой лох, как Петька, получает за свою писанину такие деньги, то уж я-то в соответствии со своим интеллектом и опытом (которые я оцениваю примерно в два раза выше) могут смело умножить его зарплату на коэффициент 1,7». Но не торопитесь! Мы здесь не учитываем то, что Петька, очень может быть, продает вовсе не свою писанину. Не исключено, что он продает свои связи, свои отношения, о которых мы ничего не знаем, может, он спит с дочкой босса, может, у него масса других деловых качеств, за которые ему и платят. Например, менеджер, приходящий на новую работу со своей клиентурой, стоит гораздо дороже, чем его коллега без клиентов. Тем не менее, хорошо уже одно то, что самооценка наконец-то сдвигается в нашу пользу, и мы начинаем что-то предпринимать. Начинаем хотеть большего, причем не просто хотеть, а хотеть, и понимать, что это реально.

С другой стороны, в «равнении на сокурсников» есть минус. Дело в том, что  круг наших знакомых обычно достаточно давно сложился. Вот, например, есть журналисты, которые получают 300 долларов в месяц, и считают, что это нормально, а есть те, которые получают 30 тысяч, и тоже считают, что это нормально. Как так получается? А просто есть один круг, где один уровень потребностей, а есть другой круг, где ездят на других машинах, отдыхают в других местах и едят в других ресторанах. Поэтому можно остаться в кругу людей, с которыми вы общаетесь тысячу лет. А можно начать знакомиться, искать контакты с людьми, которые получают зарплату на порядок выше вас. Попробуйте войти в этот круг. Может, вам покажется маразмом выбрасывать за чашку кофе 20 долларов, но если вы будете общаться с такими людьми, увидите, как они мыслят, их психологию, их клиентов, вы обнаружите, что нет ничего невозможного в том, чтобы занимать такую же должность и получать такую же зарплату. Это реально и для вас. Вы поймете, что, возможно, вы можете стоить больше. Они, кстати, вам сами с удовольствием покажут те ваши качества – «продажные», в самом хорошем смысле этого слова! -  за которые можно брать больше.

На сайтах по трудоустройству в интернете есть такие «зарплатомеры», очень популярные среди посетителей, желающих оценить текущий уровень своей квалификации и понять, переплачивает им работодатель или недоплачивает. Одна моя клиентка, PR-менеджер, ради интереса ввела туда свои данные – образование, опыт, навыки. «Зарплатомер» насчитал ей 750 долларов. Тогда она подумала-подумала и еще раз ввела данные – абсолютно те же самые! – но на позицию PR-директора. На этот раз «зарплатомер» выдал ей уже 1700.

Я очень хорошо помню, как в моей жизни произошел подобный сильный перелом. Мне казалось, что 100 долларов за тренинговый день – это большие деньги. Так же считали и все мои коллеги, с которыми я тогда общалась. Нам казалось, это нормально, что психологи – бедные, нищие. И тогда я намеренно перешла в другую сферу, стала заниматься бизнес-тренингами, потому что была уверена, что смогу найти применение своему таланту, своим знаниям, своей энергии, которые могут совсем по-другому оплачиваться. Это мне нужно было не только ради денег, но и ради самооценки. Помните, у Кэрролла: «Алиса, ты переросла эту сказку»? Может быть, вы уже выросли из этой должности, может, пора сказать своим работодателям – вы не короли и не королевы, а просто колода карт? И пойти дальше.

И наконец, способ №3. Совершенно субъективный.  В свое время мы с моим другом и коллегой Серг