Тренинговый центр "Дуалы"
 
Источник красивых решений

Проект Анвара Бакирова
Дуалы: тренинги разговорного гипноза Анвара Бакирова
Тренинг "Охота за силой" состоится 2 декабря 2017 года.
Ближайший интенсив "Разговорный гипноз" начнётся 29 апреля 2018 года.

Библиотека

Помощь

Соцсети

Начало

Гипноз

Тренинги

Facebook

duals.ru

Развитие

Консультации

ВКонтакте

 

НЛП

Мастерская

   

[trenings.ru]

Александр Любимов

НЛП и тараканы, или
Как управлять собственным мышлением

Компьютер имеет то преимущество перед мозгом, что им пользуются.

Габриэль Лауб

Много знаний уму не научают.

Аристотель

НЛП изначально начиналось с попытки понять такую странную вещь, как мастерство. Успешность. Выяснилось, что всякие древние ребята были правы – дело в голове. Вернее в её содержимом. Ещё вернее, в том, как это содержимое организовано. Короче – успешные думают немного по другому, чем не успешные.

– Вау, какое великое открытие! - скажете вы. И будете правы. Потому что энелперы люди жадные (в хорошем смысле этого слова). Им было мало философски понять данную вещь, им ещё хотелось самим стать успешными. И начать продавать методику успешности другим. Для этого нужно было не просто понять, а построить действующую на самом себе модель. То есть реально действующую. Чтобы не небритый мужик в костюме, купленном к выпускному балу собственного отца, проводил популярные семинары "Как стать миллионером за умеренную плату". А вполне респектабельная личность могла это рассказать, при чём исходя из личного опыта.

Ну, сначала понятно были некоторые проблемы с личным опытом. Но потом всё-таки кое у кого получилось. Заодно появился товар, который действительно можно продать – работающая модель того, как быть успешным. Правда, это касалось не только зарабатывания денег. Успешность ведь для каждого своя (что тоже выяснили в процессе долгого изучения и изнурительных исследований). Успешность – это получение того что хочешь, желательно с минимальными затратами. Правда минимальные затраты – это уже эффективность. Так что мастерство, успешность и эффективность оказались запряженными в одну телегу. Осталось направить их всех в одну сторону, а не как всегда…

Итак, что же выяснили эти самые энелперы, препарируя мастеров своего дела и вскрывая достигших вершины личностного роста? Выяснилось, что люди они генетически такие же, голова и четыре конечности. Но вот в голове у них немного по другому. Думают они как-то не так. Не так что-бы очень не так, чтобы другие не смогли. Но по другому. Всё у них с подвывертом. С заморочками.

Первое, они знают чего хотят. Конкретно знают. Чётко ставят цели.

Есть история. В одном американском университете проводили исследования среди студентов. Кто как планирует свою жизнь и ставят цели. Выяснилось, что у 85% цели вроде как есть, но они их не записывают. Еще 10% эти цели записывали. И ещё 5% записывали определённым образом.

Через десять лет посмотрели, кто сколько из этих студентов зарабатывает (Америка – у них других критериев успешности нет, не то что у нас). Догадываетесь? Ну да, эти последние 5% зарабатывали больше, чем остальные 95% вместе взятые.

Возвращаемся к успешным людям. Второе, они были достаточно чутки, чтобы понять, что цель достигнута. Смешно, правда? – Ну что, я ну узнаю, что я уже счастлив? – скажете вы. И будете … Про вас конкретно я не знаю, но вот большинство "нормальных" людей почему-то узнать этого не могут. Но про это отдельно.

И третье, они были достаточно гибки, чтобы менять то, что они делают для достижения этой самой цели.

Ещё одна история. Ещё один эксперимент. Классика. Есть такое направление в психологии – бихевиоризм. Эти люди считают себя (и других людей) просто очень сложными животными. И любят мучать крыс: бьют их током, заставляют бегать их по лабирантам и вытворяя с ними прочие забавные вещи.

И вот эти бехивеористы в одном так же американском университете, решили всё-таки выяснить, чем отличается человек от крысы. Кроме размера и наличия хвоста. Для этой цели они построили два одинаковых по структуре лабиринта. Побольше – для людей, поменьше – для крыс. Приманкой людям была бумажка в 5$, для крыс – кусочек сыра.
Выяснилось, что на уровне обучения прохождения лабиринта практически нет: и крысы и люди обучались одинаково хорошо. Различия появились после того, как приманку убрали. Крысы после второго прохождения просто отказывались входить в лабиринт. А люди даже по ночам приходили и бегали по лабиринту в надежде, что…

Это я к тому, что "нормальные" люди крайне не гибки. Они стараются делать всё одним и тем же способом. Даже если он не срабатывает. А вот успешные люди в этом смысле ближе к крысам – они способны меняться.

Подведём итог. Эти три умения успешных людей:

Цель

Чувствительность

Гибкость.

– Но то же самое говорят, когда рассказывают про успешных коммуникаторов! – скажете вы. И будете вновь правы. То же самое говорят про успешных коммуникаторов. А так же про успешных бизнесменов, спортсменов, художников, ораторов, политиков и любовниц. Просто для каждого направления будет своя конкретика. Но сейчас наша конкретика в том, что мы разберём эти три навыка в контексте изменения самого себя.

А конкретика состоит в том, что у нас нет другого метода воздействия на мир и достижения собственных целей, кроме как самим собой. Мы сами – это наш главный и единственный инструмент. И настраивать нам надо именно его.

Цель

Итак, первый и, возможно, самый главный навык – это как правильно ставить цели. Этому можно посвятить кучу семинаров. Но, в любом случае, нам нужно понять, что мы хотим получить. А это не так просто сделать. Есть такая штука, как "Хорошо сформулированный результат". Там прописано, каким критериям удовлетворяет "хорошо сформулированная цель" и как её такой сделать.

Но это если есть что формулировать. У большей части народа и формулировать-то собственно нечего. Общее состояние: - Чего-то хочется, а чего не знаю. Для таких случаев припасена "Стратегия Гениальности Уолта Диснея". Как явствует из названия, стратегия была считана с Уолта Диснея, который, кроме того, что был гениальным мультипликатором, ещё был и гениальным бизнесменом. Так вот, эта стратегия позволяет превратить некое смутное желание, мечту, в конкретную цель.

Правда эта стратегия не работает с фантазиями – то есть с теми мыслями, которые мы и не хотим осуществлять. Нам просто приятно думать об этом, но чтобы воплощать в реальности!
- Классно бы, если бы сейчас по улице бегали бы динозавры!
- Что, на самом деле?
- Что я идиот! Зачем они мне там на самом деле?!

Так же важно понять, как разобраться с собственными животными в голове. Я тараканов имею в виду. Которые там у каждого свои. И задача НЛП – чтобы у каждого были только те тараканы, которые ему нужны. А если не тараканы – то именно те насекомые (или животные), которые нравятся именно этому конкретному человеку.

Понятно, что его что-то не устраивает. Но это не мечта, это наоборот. Что-то внутри такое мешается. И хочется это убрать. Что конкретно убрать пока непонятно, но убрать нужно точно. Потому что мешает. Такие штуки называют проблемами.

Для того, чтобы это смутное, которое мешает, вытащить на свет, существует так называемая "Мета-модель". Это набор вопросов, ответы на которые помогают конкретизировать вышеназванную проблему. А потом превратить её в задачу.

Ещё одна закавыка с целями. Особенно с теми, которые связаны с изменением. Вы никогда не задумывались о том, что если вы что-то делаете, даже если это что-то вас сильно не устраивает, то от этого вы получаете выгоду? Не задумывались? А зря. Если бы вы не получали выгоду, давно бы делали что-нибудь более приятное и полезное. И вот тут вылезает страшная штука под названием "вторичная выгода". Это те дивиденды, которые вы получаете от чего-то. У бабушки регулярно болит сердце – и это неприятно. Но болезнь сердца может помочь ей "строить" всю семью и требовать проявления внимания. Курение часто даёт выгоду в виде возможности завязать знакомство, расслабиться, разбить время и т.д.

Именно поэтому с навязчивостями типа курения, переедания, пьянства так тяжело и нудно работать. Очень большое количество вторичных выгод. То есть, саму зависимость убрать-то дело простое, но компенсировать все эти вторичные выгоды…

Так что большой и важный блок – как разбираться с этими вторичными выгодами. И как их компенсировать, как научиться получать доступ к нужным состояниям другим путём. И путь этот должен быть не менее эффективен и доступен! Задачка не из простых.

Хотя проблема/задача - это только вопрос отношения к ситуации. Проблема – это когда человек концентрируется на препятствии, задача – когда он концентрируется на цели, которую это препятствие загораживает. Правда концентрация на препятствии приводит, в отличие от концентрации на цели, в дурное расположение духа. Но уж так устроено.

И тут встаёт вопрос: "Как думать о ситуации?" Получается, что можно думать о ней, как о проблеме, можно думать как о результате. Наверно можно и ещё как-то думать. Потому что в зависимости от того, как думаешь, и цель будет определяться по-разному.

Именно поэтому в НЛП есть куча разных моделей (то есть способов думать, принципов описания) мира и человека. И хотя в определённое мере это относится к гибкости, но я пропишу это здесь.

Экзамены в школе стюардесс. Инспектор спрашивает:

- Представьте себе следующую ситуацию. Самолет падает в пустыне. Выжили только вы одна. Вы сразу находите рядом оазис, в котором вас встречают 50 изголодавшихся по женским прелестям бедуинов.

Англичанка говорит:

- Я покончу с собой!

Американка после паузы:

- Я выпью виски, чтобы прибавилось смелости!

Француженка смотрит на экзаменатора вопросительно и говорит:

- Ситуация мне понятна, но я не могу понять, в чем собственно проблема?

Одна из самых важных моделей – это модель Логических Уровней. С её помощью можно связать между собой: наше поведение, наши способности, наши убеждения и ценности и то, что называется Личностным Своеобразием, Идентичностью. И определить свою миссию , то есть цель целей: Самое Важное.

У некоторых правда бывает наоборот – миссию они знают чётко, а вот как её достигать для них очень большой вопрос.

И эта модель позволяет связать нашу духовность и наши высшие цели с "повседневностью": что, когда, где, с кем и что делать. Она позволяет найти пути реализации наших идей в реальном мире. И сделать так, чтобы наши мелкие повседневные цели имели более глубокий и важный смысл.

Так же ещё есть модель SCORE, которая связывает между собой прошлое настоящее и будущее. Она связывает наши цели, их причины и последствия достижения этой цели. А так же то, что нам понадобится для достижения этой цели.

И ещё много всяких моделей. Считанных или созданных на основе того, как думают действительно успешные люди. Как они определяют свои цели.

Чувствительность

Но понятно, хотелось бы вовремя узнать, о достижении результата. Нужно заметить, что уже всё. Хорошо. Пора заканчивать. - А чего тут, сам скажет, – подумаете вы. И будете опять правы! Вот только то, что он скажет может совершенно не соответствовать тому, что у него там внутри происходит.

Приходит Клиент: плечи опущены, голос тихий, сутулится, дышит тяжело. – Я так не уверен в себе, - говорит он. – Я хочу изменить свою жизнь.

И я с ним работаю. И через какое то время он говорит:

– Всё замечательно. Я уже стал другим человеком.

Вот только голос у него столь же тихий, он та